Лекция о украинском конструктивизме и новое о Василии Ермилове


Дата публикации: 24 Октябрь 2012
pic_1333454196

Сегодня в Yermilov Centre Александр Ефимович Парнис — литературовед, исследователь русского и украинского авангарда, член международного объединения писателей «Русский ПЕН-центр». Автор и составитель нескольких книг по авангарду, в том числе и трех книг произведений основоположника русского футуризма Велимира Хлебникова. Исследователь творчества таких авторов как: Бенедикт Лившиц, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Александр Блок, Давид Бурлюк и Казимир Малевич. Автор сотен статей по литературе и искусству Серебряного века.
Под редакцией А. Е. Парниса в 2012 г. вышел коллективный труд «Василий Ермилов: Материалы к творческой биографии художника», в котором огромное количество исследовательских статей дополнены интереснейшими публикациями фотографий и писем художника. Во время лекции пройдет презентация этого уникального издания.

Василий Ермилов был художником №1 послереволюционного Харькова. Он писал декоративные и агитационные полотна, выпускал журнал и создавал интерьеры, был одним из основателей Художественно-промышленного института. В конце 1920-х руководил журналами «Новое искусство» и «Авангард».

Талант Ермилова признавали не только на родине: в 1922 году он получил Золотую медаль на выставке в Лейпциге, а его работы, созданные в соавторстве с Эль Лисицким, в 1928 году на Международной выставке печати «Пресса» (Pressa) в Кельне были встречены очень тепло.

Так сложилось, что большинство работ Василия Ермилова дошло до нас только в виде фотографий, а немногие сохранившиеся картины, скульптуры и объекты находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру, пишет Голос России, афишируя выставку художника в Москве. Поэтому организаторы выставки, которая открылась в московском Мультимедиа Арт музее, столкнулись с определенными трудностями при формировании экспозиции – экспонаты собирали в течение нескольких лет по частным коллекциям Киева, Харькова, Москвы и даже Лондона.

Неудивительно, что сохранилось не так уж и много произведений Василия Ермилова – после триумфа 1920-х последовало долгое затишье. 23 апреля 1932 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с формализмом в искусстве», объявлявшее социалистический реализм единственно верным художественным направлением.

Единственная крупная работа Ермилова того времени, представленная на выставке, – интерьеры Харьковского дворца пионеров. Художнику так и не удалось найти себя в официальном советском искусстве, его обвиняли в формализме и космополитизме, а в 40-е годы и вовсе исключили из Союза художников.

Человек, писавший о том, что «культурный багаж советского художника еще очень мал и не дает великого искусства, свойственного многим эпохам прошлого», никоим образом не мог находиться в их рядах. Ермилов был вынужден зарабатывать на жизнь оформлением клубов и кабинетов партийного начальства, преподавательской деятельностью. Только в 1962-м его реабилитировали и даже позволили провести персональную выставку.

Судя по тому успеху, которым работы Ермилова двадцатых годов пользовались в Европе, судьба художника могла бы сложиться совсем иначе. Если бы он вовремя уехал из СССР, как это сделал его однокашник и единомышленник Давид Бурлюк, его имя вполне могло бы возглавлять списки самых признанных художников-авангардистов.

Так же на KharkovInform: