Харьковский художественный музей представляет экспонат месяца


Дата публикации: 19 Июль 2016
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В рамках проекта «ЭКСПОНАТ МЕСЯЦА» музей представляет жемчужины коллекции, произведения известных отечественных и зарубежных мастеров. В июле представляем икону «Кийский крест». 

 

В экспозиции иконописи Харьковского художественного музея среди представленных раритетов выделяется икона «Кийский крест». Это список (т.е. повторение) с великой христианской святыни, а со временем и известного в творческих кругах художественного произведения II пол. XVII в., авторство которого приписывают Богдану (Ивану) Салтанову (ок.1630-1703) – придворному художнику московского царя Алексея Михайловича, живописцу Оружейной палаты Московского Кремля.

 

Тематической основой иконы «Кийский крест» послужило событие из жизни патриарха Никона. Согласно истории, будущий патриарх, тогда еще иеромонах Никон, в 1639 году отправился с Соловецких островов на материк. В дороге его застала буря, и корабль прибило к небольшому островку. Сойдя на берег, Никон якобы спросил: «Кий сей остров?» (т.е. «Что это за остров?»). Поскольку остров оказался совершенно пустынным, никому не известным и не имел никакого наименования, то иеромонах Никон дал ему название Кий-остров и поставил деревянный крест в честь своего чудесного спасения. Позже, в 1656 году стараниями Никона и с разрешения царя Алексея Михайловича на Кий-острове был основан Онежский (Кийский) Крестный монастырь. Впрочем, относительно появления географического названия следует заметить, что это, скорее всего, легенда, и свое название остров получил значительно раньше.

 

Кийский крест был изготовлен по просьбе патриарха Никона в Палестине для того, чтобы установить его в Онежском монастыре. Крест-мощевик был «из дерева кипарисного в высоту и ширину во всем подобен мерою Кресту Христову». Более трехсот частиц святых мощей и камней из святых мест Палестины, обрамленных в форму восьмиугольных звезд, сгруппированы в виде геометрического орнамента по всей поверхности Креста, который в своей перекрестной части содержал частицу Святого Древа. Кийский крест, богато украшенный серебром, золотом и драгоценными камнями, был торжественно перевезен из Палестины через Москву на Кий-остров.

 

Очевидно, икона «Кийский крест» написана с благословения патриарха Никона. Изображение роскошно украшенного Креста занимает почти весь средник композиции. Слева размещены фигуры предстоящих – патриарха Никона, царя Алексея Михайловича, императора Константина Великого; справа – жена царя Алексея Михайловича – Мария Ильинична, а также императрица Елена. Образы императора Константина и его матери Елены, живших в IV в., –  это своеобразная историческая справка о времени, когда прекратились гонения на христиан, христианство приобрело черты государственной религии, а крест стал играть важную роль как Символ Веры. Во времена правления императора Константина было возведено немало христианских храмов. Императрица Елена прославилась своей деятельностью по распространению христианства. В ходе проведенных по ее инициативе раскопок в Иерусалиме найдены Гроб Господень, Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса, и другие святые реликвии. Императора Константина Великого и его мать Елену христианская церковь признала равноапостольными святыми, поэтому на иконе они, Проводники Веры, изображены с нимбами. В картушах и на свитках, которые видим в их руках, помещены цитаты из богослужебных книг, которые раскрывают спасительную тайну Креста.

 

«Кийский крест» написан в так называемой фряжской манере. Иконы фряжского письма появляются и приобретают популярность в Московском царстве со второй половины XVII века. Термин происходит от слова «фрязин» или «фряг» – так на Руси называли итальянцев, в частности, архитекторов, приглашенных для строительства Московского Кремля. Такие иконы под влиянием западноевропейского искусства написаны не по классическим византийским канонам, а в традициях, близких к живописи позднего Возрождения. Они отличаются достоверностью передачи материального мира, богатой орнаментикой, ювелирной точностью разработки деталей. Отступление от канона особенно ощутимо в передаче персон – вместо иконописных ликов, характерных для византийской традиции, видим лица реальных людей. Вместо едва заметного объема, который придавался ликам с помощью так называемых движков (белых черточек), видим тщательное светотеневое моделирование формы. Облачение поражает своим великолепием и роскошью.

 

Икона «Кийский крест» сочетает в себе богатый духовный, исторический и художественный смысл. Памятник отражает характерные особенности иконописи определенной эпохи, демонстрирует высокие художественные качества школы и имеет глубинную связь с историей утверждения христианства. Для почитания Креста установлен христианский праздник – Воздвижение Честного Креста Господня. Это один из двенадцати важнейших праздников годового цикла в православном календаре. Праздник Воздвижения выражает литургический (богослужебный) аспект почитания христианами голгофского Креста, на котором был распят Иисус, как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх («воздвижение») после того, как он был найден в земле. Это единственный двунадесятый праздник, исторической основой которого стали не только новозаветные события, но и более поздние –  из области церковной истории.

Так же на KharkovInform: