Экспонат месяца можно увидеть в художественном музее


Дата публикации: 18 января 2017

В рамках проекта «ЭКСПОНАТ МЕСЯЦА» художественный музей представляет жемчужины коллекции, произведения известных отечественных и зарубежных мастеров. В январе госям здесь представляют икону «Спас».

 

«Спас» XVI в. Волынь

Представленная в экспозиции «Украинское и русское искусство XVI — нач. ХХ в.»икона волынской школы «Спас» относится к иконографическому типу Спас Вседержитель или Пантократор (от греч. – всевластный, всесильный). Спас, то есть Спаситель, пришедший на землю, чтобы спасти человечество – это Иисус Христос. Спас Пантократор – это главный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судью. Часто Спаситель изображался в рост, сидя на троне, но распространены были и погрудные изображения.

На волынской иконе Спас изображен в канонизированной позе. В левой руке Христос держит развернутое Евангелие, пальцы правой сложены в именословний жест. Каждый палец при этом изображает букву греческого алфавита, что и составляет монограмму имени Иисуса Христа – IC ХС (указательный палец вытянут, что составляет букву I, средний слегка согнут и похож на букву C, большой палец скрещивается с безымянным, символизируя букву X, мизинец приподнят и похож на букву C).

Икона представляет собой деисусную композицию. Деисус (от греч. –  прошение, моление) – название особого рода иконы, на которой в центре изображен Спаситель, а рядом – Иоанн Креститель и Богородица Мария, которые просят Господа помиловать грешный мир. Это важный образ, он призывает человека, который будет стоять перед этой иконой, молиться, потому что только молитва спасает от совершенных грехов. Недаром деисусная композиция в иконостасе находится над другими иконами.

Спаситель одет в хитон (сорочку) и гиматий (плащ), что является традиционным облачением Иисуса. Декоративно выглядят геометризованные складки плаща, для написания которого мастер выбрал голубой оттенок. На правом плече красного хитона – золотой клав – нашивное украшение в виде вертикальной полосы, идущей от плеча до нижнего края одежды; клав с античных времен служил знаком благородного происхождения.

Образ Христа на иконе из музейной коллекции похож на так называемый «балканский тип». Его отличает нарядность: выразительные глаза с припухшими веками, направленный в сторону взгляд, соединенные на переносице брови, утонченный нос, плотно сомкнутые небольшие уста. Лик написан мягким переходом от света к тени, также нанесены традиционные белые «движки» – тонкие штрихи под глазами, около носа, на щеках, подбородке, шее. Волосы уложены пышными кудрями, которые достают до плеч. Борода прописана тонкими прядями, она как-будто расчесана «по-мокрому».

Фон иконы золоченый. Поля и нимб покрыты гравированным растительным орнаментом в виде листьев аканта. Крупные стебли и листья по краю доски образуют изящное плетение. Отбор мотивов для орнамента был тщательным, так как в иконе все символично. Так, акант – это травянистое растение, произрастающее в Средиземноморье, форма его листьев, с несколькими острыми концами, стала основой для стилизованного рисунка, который широко использовался в античном искусстве. Листья аканта ассоциируются с неприхотливостью и устойчивостью этого растения и символизируют непобедимость и силу христианских убеждений.

Икона «Спас» поступила в музейную коллекцию города Харькова из Волынского епархиального древлехранилища, в которое она была передана из Дубенской Крестовоздвиженской пустыни (около г. Ковель).

Так же на KharkovInform: