Пенелопа, space ambient и «сюр-поэзы»


Дата публикации: 1 сентября 2019

«ХЧГК» не раз писал о выставках фотохудожника Игоря Нещерета — философа (кандидата наук), путешественника, писателя, перформера, акциониста. А теперь ещё и музыканта — участвовавшего в записи альбома «Мантры Пенелопы» в составе трио «Harikawa, Neshcheret & Fadieieva».

Или музыка всегда дополняла твои проекты, а сейчас вышла на первое место?

Музыка всегда была для меня самым главным из искусств. Она присутствовала в моих выставках, презентациях, перформансах. Первый музыкальный проект, в котором я участвовал, был звуковой коллаж-пьеса «Удыгейла». Мы записывали его с «бирманцами» — Димой Махнутиным, Андреем Новиковым и Сашей Сидорой. Потом был перформанс, который мы делали с Андреем Богатырёвым и компанией музыкантов на фестивале «Культ Модерна». Я тогда ди-джеил на двух патефонах. Потом мы с Геной Сотником и друзьями делали музыкальные сборники «Zonferentz (Звуковая конференция)». Ещё был незабываемый фортепианный хеппенинг Фимы Чупахина на открытии моей выставки «Одиножды один», когда я предложил ему сыграть то, что он видит, и поставил на пюпитр фоно вместо нот свой кадр. А потом я познакомился с композитором Юрием Харикавой — тогда он творил в эстетике new-age, а в последнее время стал создавать space ambient. В одну из встреч мы решили сделать что-то вместе. Я нашёл подборку своих экспериментальных стихов и начал перерабатывать их в либретто к альбому. А весной этого года я услышал замечательную рок-певицу Анастасию Фадееву и предложил ей поимпровизировать вместе с нами на тему античного сюжета. Я брал слоги из разных языков, как древних, так и существующих в наше время, добавлял к ним фонемы, услышанные в моих собственных путешествиях и, таким образом, создавал партитуру для пения. Настя трансформировала мои «сюр-поэзы» в космически-атмосферные вокализы, а Юра положил их на свою замечательную музыку.

У Одиссея — мандры, у Пенелопы — мантры?

Жена, медитирующая на возвращение любимого, — такая история как никогда актуальна и сейчас. В одном из моих проектов, реализованном в рамках фестиваля «Інша Культура», на сцене уже был своего рода прообраз сегодняшней Пенелопы, но не в амплуа «фигуры ожидания», а в образе девушки с веслом и чемоданчиком, которая тоже перемещается, параллельно с любимым, только своим индивидуальным маршрутом. Перформанс назывался «Путешествие», мы показывали его с группой «Голова 278» — Вадиком Щербаком и Геной Точкиным. Главную роль исполнила Аня Кущёва, которую во время шоу расписывали боди-арт-художники Анатолий и Елена Кобзарь.

Альбом — в сети в свободном доступе? Как думаешь, где, на каких площадках, в каких местах, будут звучать его композиции?

В сети в свободном доступе какое-то время будет первая композиция из альбома, которую мы записали и опубликовали в июне специально к «Bloomsday-2019». Её можно найти по этому адресу: https://drive.google.com/drive/folders/1z-lQMfSbK2hqFhhQgEAjDYBFM4VwZehZ?fbclid=IwAR2YjvJRgOqVq_CYAWvIt0Txle_Xwu0lAF0me5c-qghMTmfQ71gb-HhzBgU

А остальные можно будет послушать на диске или на концертах. Мы открыты к предложениям клубных и концертных площадок и как раз сейчас ведём переговоры.

Ты концептуалист, как концептуально связаны «Мантры Пенелопы» с твоими фотоработами, арт-объектами, акциями?

Был и ещё один прообраз у сегодняшней героини торжества. Помнишь наш совместный «Bloomsday-2006» с Наташей Ерёменко и Аней Бабиченко в роли джойсовской Молли Блум — Пенелопы? Эта акция, когда мы превращали Харьков в Итаку и Дублин, остаётся для меня одной из самых незабываемых. А женские образы, запечатлённые мной на фото в путешествиях и иллюстрирующие «Лили Марлен» — книгу, которую мы выпустили в 2009 году вместе с Сергеем Жаданом, тоже по-своему раскрывают тему ожидания и предвкушения встречи.

А в каком ещё новом роде искусства ты предстанешь следующий раз?

Сложно сказать, это, наверное, будет совсем новый жанр. Вот сейчас как раз пишу хореографию для перформанса к «Мантрам Пенелопы». Поживём — увидим :).

Беседовал Андрей Краснящих

Так же на KharkovInform: