Моцарт рока Эдди Ван Хален


Дата публикации: 2 ноября 2020

«Если ты музыкант, ты просто играешь, пока не умрешь. Это не обычная работа».

«Все, что я знаю, это то, что рок-н-ролльная гитара, как и блюз-гитара, должна иметь мелодию, скорость и вкус, но, что более важно, она должна иметь эмоции.

Я просто хочу, чтобы моя игра на гитаре заставляла людей чувствовать что-то: счастливое, грустное или даже возбужденное».

6 октября Эдди Ван Хален, легендарный музыкант-новатор и виртуоз, занявший первое место в списке 100 величайших гитаристов всех времен по версии журнала «Guitar World», ушел из жизни после долгой борьбы с раком. Ему было 65 лет. Группа «Van Halen», которую он создал вместе со своим братом Алексом, в 2007 году была занесена в Зал славы рок-н-ролла. Альбомы группы разошлись по всему миру тиражом более 80 миллионов.

Эдди Ван Хален был чем-то вроде музыкального противоречия. Он был самоучкой, мог играть практически на любом инструменте, но не умел читать ноты. Он был пианистом с классическим образованием, создавшим один из самых ярких гитарных риффов в истории рока. Он был голландским иммигрантом, которого считают одним из величайших американских гитаристов. Не он изобрел «тэппинг двумя руками», но Эдди взял эту технику игры на электрогитаре и довел до уровня настоящего искусства, тем самым совершив сумасшедший переворот в мире виртуозных гитарных соло с тяжелым звучанием. «Это как шестой палец на левой руке», — объяснил он в 1978 году. «Вместо того чтобы играть, вы нажимаете ноту на грифе». Такой подход был настолько революционным, что Алекс попросил брата играть спиной к публике, чтобы другие группы не переняли его, пока с «Van Halen» не заключат контракт. И когда в 1978 году вышел их одноименный дебютный альбом, другие музыканты были поражены игрой Эдди. «Это было невероятно, — восхищался гитарист Оззи Осборна Закк Уайлд. «Я сказал — это не может быть гитара. Что это?».

Эдди был неутомимым экспериментатором, вдохновлявшимся звуковыми инновациями Джими Хендрикса, и страстным приверженцем Эрика Клэптона и Джимми Пейджа. В поиске нового звучания он сделал несколько изобретений, расширивших возможности гитары. В 1985 году Ван Хален запатентовал устройство, которое позволяло музыкантам закреплять гитару на шее и фиксировать ее в горизонтальном положении, чтобы создавать новые техники игры и звуки. Он также разработал новый  тип гитарной головки «peghead» и изобрел устройство, известное как D-Tuna, позволяющее мгновенно перенастраивать самую низкую струну на электрогитаре (с бриджем Флойда Роуза) назад и вперед от D до E.

А знаменитый «Frankenstrat» Ван Халена — гитара с фирменным графическим дизайном, в которой мощь Гибсона сочеталась с чувством Фендера, была представлена на выставке в Метрополитен-музее Нью-Йорка в прошлом году. С 2007 года Ван Хален начал производство собственного оборудования под брендом EVH Gear.

Эдди всегда отдавал предпочтение мелодии и чувствам, а не технической подаче. Будучи перфекционистом во всем, он решил внести свои изменения и в песню Майкла Джексона «Beat It», когда его пригласили сыграть фрагмент для нее.

В итоге Майкл принял поправки, а Эдди записал одно из самых запоминающихся соло поп-музыки, длящееся всего 20 секунд, но настолько зажигательное, что во время записи загорелись динамики в студии. И это соло определенно сыграло свою роль в переходе Джексона от аудитории R&B к званию крупнейшей мировой поп-звезды.

Не будет преувеличением сказать, что Эдди Ван Хален — величайший музыкант не только своего поколения, но и всех времен, оказавший влияние на каждого гитариста, который пришел или еще только придет после него.

Tyta Larina

Так же на KharkovInform: