Классическая феерия


Дата публикации: 30 декабря 2017

23 декабря на сцене Большого зала ХНАТОБа состоялся благотворительный концерт мировых звёзд классической музыки и оркестра МАСО «Слобожанский». Перед концертом нам удалось задать несколько вопросов приглашенным музыкантам из Европы и США.

Daniel Austrich (Германия) — скрипач, доцент Кельнской Высшей школы музыки, артист всемирно известного квартета «Michelangelo»

Даниил, на концерте будет много юных музыкантов. Что бы Вы им посоветовали? Как найти себя? Как достичь своих целей?

Самое главное — узнать себя лучше. Обычно родители заставляют детей заниматься музыкой, химией, неважно чем, а дети не всегда этого хотят. Думаю, человек, который хочет развиваться, должен попробовать все, пока молодой. Так можно понять, чего ты хочешь. В музыке необходимо экспериментировать. Слушать как можно больше разных композиций, ходить на концерты, учиться понимать музыку. И конечно, нужно искать свое собственное желание, индивидуальное выражение игры на инструменте.

Что вдохновляет Вас в музыке?

Меня вдохновляет сама музыка, которую я играю, и гармония, которая возникает в процессе выступления с оркестром. Меня наполняет сам процесс музицирования. Когда я играю один, мне не хватает оркестра, красоты звучания мелодии. Конечно, в больших произведениях всегда можно найти что-то новое, потому что любые гениальные композиции имеют много сторон.

Дирижер Теодор Кучар (США)

В нашей стране много говорят об упадке культуры, об утрате интереса молодежи к классической музыке. Существует ли такая проблема в Европе и США?

З часів, як я керую Національним Симфонічним оркестром України, змінилося багато чого, і в музиці також. Минулого тижня у мене були гастролі у Стокгольмі, ще раніше — у Сан-Франциско, де я спілкувався з багатьма людьми. Проблема спаду цікавості до класичної музики є не лише в Україні, і не лише у музиці: у футболі, у бейсболі, у розважальних сферах — люди втрачають хист до живого перегляду. Сьогодні можна подивитися записи концертів, що відбулися 50 років тому. Я, сидячи в готельному номері, можу дивитися свої виступи. Але існує великий плюс технологій — можна безкоштовно слухати класичну музику. Безкоштовно і досхочу. Тому казати, що коли люди не приходять на концерти, то вони втратили цікавість — неможна.

Как изменились Ваши концерты? Как изменилась публика? Что сегодня означают выступления симфонического оркестра для современного поколения?

Знаєте, у чому полягає різниця між живим виступом та записаним? Я можу відчувати, як я диригую, а ще більше — як люди реагують на виступ симфонічного оркестру. Минулого року відбувся грандіозний концертний тур Національного Симфонічного оркестру містами США. Ми давали виступи від Маямі до Флориди. Це були шалені емоції, зал збирав до 2500 тис. слухачів. В кінці були овації, оплески, часом люди просто кричали. Українська діаспора вперше почула виступ оркестру наживо, вони підходили після концерту і просили підписати диски минулих років. Це шалені відчуття.

Взагалі, часи класичної музики дуже змінилися. Сучасна публіка дуже мінлива, хтось буде аплодувати, а хтось — спокійно додивиться виступ. Тому точно вгадати, яка буде публіка — неможливо. Я керую чотирма оркестрами і знаю, про що говорю. Та все ж, найкраща нагорода для музиканта, а для диригента особливо, не гонорар, вдячна публіка. Оплески — це те, що необхідно кожному артисту. Це означає, що люди люблять те, що ти робиш. Ось, наприклад, після концерту я можу заплющити очі, нічого не робити, але насолоджуватися оплесками. Я просто буду знати, що все недаремно!

László Fenyő (Германия) — один из лучших современных виолончелистов, который играет на виолончели 1695 года итальянского мастера Matteo Goffriller

Ваш инструмент сделан известным итальянским мастером более 300 лет назад. Правда ли, что такие инструменты звучат совершенно иначе, чем современные?

У виолончели есть особенность — создавать невероятные цвета музыки за счет своего особенного звучания. В работе с подобным инструментом трудностей нет. Главное — не «торопить» виолончель, не заставлять ее звучать. Музыка должна быть свободной, виолончель должна звучать вольно, что и характеризует такие инструменты.

«Классическая Феерия» — особенный концерт, благотворительный. Что Вы ощущаете, принимая участие в этом проекте?

В «Классической Феерии» я принимаю участие третий раз. Когда был приглашен впервые, мне очень понравилась эта идея. И я решил, что если меня пригласят снова, то обязательно приеду. Сейчас Рождество, я должен быть дома, но я здесь, и моя семья понимает, что это очень важно для меня. Сегодня очень мало благотворительных концертов. И создание такого проекта — фантастическая идея. Я буду рад, если мы продолжим совместную работу и дальше.

Аркадий Шилклопер (Германия) — один из лучших валторнистов мира, уникальный музыкант, виртуозно владеющий игрой на альпийском роге

Аркадий, Вы владеете множеством инструментов. Один из них — альпийский рог. Не возникало ли у Вас желание поиграть на украинской трембите?

Да, у меня есть украинская трембита, но пока я на ней официально не играл. Я периодически на ней играю, но пока что мне мало что удается. Трембита и альпийский рог — родственные инструменты. Но трембита не такая удобная для игры, ее нужно держать на весу, а рог может стоять на земле. На альпийском роге играть легче. Здесь прямой ствол, поэтому воздушная струя идет прямым потоком, не прерываясь.

Принимая участие в «Классической Феерии», вы дарите людям чудо, прекрасную музыку. Каковы Ваши ощущения?

Я первый раз участвую в «Классической Феерии», идея мне очень нравится. Я понимаю, что для детей альпийский рог будет интересен и визуально, и по звучанию. Ведь для них музыка должна быть прежде всего образной, чтобы они могли ее запомнить. И сейчас, в преддверии Рождества, мы все хотим верить в чудо. И может, в этом концерте для кого-то найдется что-нибудь волшебное. Когда я выхожу на сцену, неважно, благотворительный концерт, или нет, мне хочется своим творчеством очистить души людей, вдохновить их, вдохнуть жизнь в музыку. Показать важность духовных ценностей. Что в каждом моменте должно быть больше жизни, больше человечности и души.

Сергей Дворниченко (США), кларнет

Сергей, Вы лауреат многих конкурсов в США и Европе. Что мотивировало Вас на достижение своих целей?

Занятие музыкой — внутренняя потребность и не требует никаких целей. А мотивация заключается в том, что когда тебе нравится этим заниматься — ты этим занимаешься. Главное — получать удовольствие от того, что ты делаешь. Сейчас мне нравится находиться на сцене, вдохновляет наш благотворительный проект. Хочется сделать окружающий мир лучше, поэтому мы стараемся создать что-то новое в Украине.

Александр Дворниченко (Украина), альт

Александр, Вы создатель проекта «Классическая Феерия». Что для Вас самое главное в проведении такого мероприятия?

Этот проект довольно многогранный, в нем сочетаются благотворительность и классическая музыка. Ежегодно его посещает множество детей, они слушают музыку мирового уровня, мировых исполнителей. Проект способствует популяризации классической музыки среди молодежи нашей страны.

Каковы планы, идеи на будущее?

Мы планируем создать всеукраинский проект, с которым будем выступать во всех городах. С новыми солистами, новыми музыкантами. Каждый концерт вдохновляет нас на масштабные проекты, в которых хочется творить и открываться.

Так же на KharkovInform: