«Золота дзиґа» и «Вулкан»


Дата публикации: 1 июля 2020

 

 

В этом году из-за пандемии и карантина церемония «Золотой дзиґи» прошла онлайн.

«Золоту дзиґу» за «лучший фильм» выиграла комедия «Мои мысли тихие» Антонио Лукича (а также «лучший сценарий», «Открытие года» и «лучшей актрисе»: Ирма Витовская). «Лучшая режиссура» досталась драме «Домой» Наримана Алиева (и у неё же «Золотая дзиґа» «лучшему актёру»: Ахтем Сеитаблаев). Кроме этих двух фильмов в номинации «лучшая режиссура» был ещё «Вулкан», а в «лучшем фильме» — мюзикл «Гуцулка Ксеня» (победы в номинациях «лучшая музыка» и «лучшая песня») и документальный «Поёт Ивано-Франковсктеплокоммунэнерго» (выигравший в номинации «лучший документальный фильм»).

О «Моих мыслях тихих» было рассказано в прошлогоднем августовском номере в связи с их победой на Карловарском кинофестивале, о «Домой» — в сентябрьском в связи с гран-при на Одесском. «Вулкан» выиграл на «Золотой дзиґе» «лучшую операторскую работу», «лучшую мужскую роль второго плана» (Виктор Жданов) и «лучший звук», но пришёл к ней уже настолько премиальным: гран-при ереванского «Золотого абрикоса», кинофестивалей в Сплите (Хорватия), Рабате (Марокко), призы в Алматы, Гоа и др., и даже Национальная Шевченковская премия, — что, по-видимому, в определённой мере и послужило фактором при распределении наград.

«Вулкан» — дебютный игровой фильм документалиста Романа Бондарчука (в 2016-м его «Украинские шерифы» были выдвинуты от Украины на «Оскар»), копродукция с Германией и Монако. Бондарчук родом из Херсона, действие его фильмов, как правило, происходит в Херсонской области, его называют «певцом Херсонщины». Топос и локусы «Вулкана» — это райцентр Берислав, Каховское водохранилище, на берегу которого он расположен, и бесконечная степь вокруг: Дикое поле. Именно это и определяет поэтику и эстетику фильма, а также то, что Бондарчук — документалист и взял в «Вулкан» не профессиональных актёров, а местных жителей; из профессиональных только Виктор Жданов, сыгравший, к слову, и в «Домой», и в «Киборгах», и в «Чёрном вороне», которому тоже досталась одна из «Золотых дзиґ» («лучшая женская роль второго плана»: Наталья Сумская), а вообще — актёр Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра, но родом, как и Бондарчук, из Херсонщины и начинал как артист в херсонских театрах. Даже главного героя в «Вулкане» играет дебютант, до этого работавший в кино звукорежиссёром Сергей Степанский.

Интонация фильма плавная, спокойная, даже в сцене массовой драки, главный герой отстранён от наблюдаемого вокруг чужого и дикого бытия, куда его забросила поездка с миссией ОБСЕ, и где он по-настоящему затерялся, без денег, без документов, без знакомых. Знакомые, впрочем, появляются, его принимает в семью бывший председатель рыбсовхоза, майдановец, атошник, ныне продающий на рынке молекулярный суперклей и промышляющий металлоломом Вова (герой Виктора Жданова), для которого киевлянин со связями за рубежом — последний шанс наладить свою растворившуюся в этой степи жизнь, которая — всеобщая для этих мест — охарактеризована в фильме словами «ни зарплаты, ни президента, ни милиции». Милиция в «Вулкане» есть, но ничем не отличающаяся от бандитов, недаром она называется по старинке, а не «полиция».

Однако «Вулкан» показывает, что и милиция, и вся эта жизнь на краю земли, со случайными заработками и дикими развлечениями, очень гармоничны Дикому полю — заброшенному, живущему своей жизнью по своим правилам. И герой фильма постепенно втягивается в эту жизнь, а сам фильм из социальной притчи с элементами гротеска («блуждающий буй», хор-призрак-мираж, пляски нагишом у костра) втягивается в медитативное экзистенциальное эпическое.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: