ЖЁНЫ ГЕРОЕВ


Дата публикации: 3 сентября 2020

«Military Wives» 2019, Великобритания драмеди IMDb: 6,4
Режиссёр: Питер Каттанео
В ролях: Кристин Скотт Томас, Шэрон Хорган, Лара Росси, Эми Джеймс-Келли, Эмма Лаундес
Милое, трогательное, комедийное, музыкальное британское кино — так можно охарактеризовать жанр это фильма, чьё оригинальное название «Военные жёны», а в прокате ещё фигурирует как «Почти знамениты». Для режиссёра Питера Каттанео это фирменный жанр, а фирменный сюжет — музыка, искусство во спасение: в знаменитом, получившем четыре номинации на «Оскар» и выигравшем «лучший саундтрек к музыкальному / комедийному фильму» «Мужском стриптизе» сталевары после закрытия завода переквалифицируются в стриптизёры, не обладая поначалу нужными умениями, в «Голом барабанщике» рокер спустя двадцать лет возвращается к музыке, примкнув к школьной рок-группе, в «Подарке судьбы» заключённые ставят мюзикл, чтобы замаскировать готовящийся побег. В «Жёнах героев» ждущие мужей из длительной военной командировки женщины гарнизона, никак до этого не проявлявшие певческие таланты, самоорганизовываются в хор.
В начале фильм предупреждает, что основан на реальных событиях, а в конце говорит, что это был первый хор военных жён и теперь их 75, а женщин, в них поющих, более 2300. И это не просто любительщина, их песни возглавляют британские хит-парады.
Фильм показывает историю становления, от случайно промелькнувшей идеи, когда на женском собрании решают, чем бы отвлечь и занять себя без мужчин, пробуют вязание — без интереса. Хоровое пение на первых порах тоже воспринимается как что-то бесполезное, вымученное, пустая трата времени, но постепенно втягивает, давая возможность раскрыться, почувствовать себя и свой талант.
В этом одна из важнейших идей фильма: пение в хоре индивидуально, но коллективно, объединяет, каждый поёт для себя, но так, чтобы в унисон с другими. И это ещё не всё: приглашённый на «Фестиваль памяти» в Альберт-холл, самый престижный концертный зал Великобритании, хор приносит пользу не только самому себе, он становится общественно важным делом, поддерживающим моральный дух армии.
«Жёны героев» не лишены сюжетных штампов, присущих фильмам о становлении чего бы то ни было: первая неудача, когда, казалось бы, всё подготовлено к успеху, противостояние двух лидерш, каждая со своим организационным вúденьем, разряжающееся серьёзным конфликтом, после которого наступает этап пересмотра своих взглядов, обязательный драматический момент в жизни одной из участниц, заставляющий всех сплотиться, и т. д. Но это не портит общей картины, как будто бы Каттанео поставил себе задачей пройти фабульно по схеме, не ломая углов, но мягко их огибая, или иначе — пройти своей походкой по всем известному маршруту.
И в этом плане некоторая сюжетная предсказуемость даже на пользу, ибо переключает внимание со стратегии на тактику: на нюансировку, игру деталями, характеры героинь и сам добрый британский юмор.
Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: