Земля кочевников


Дата публикации: 2 октября 2020

У этого фильма гран-при, «Золотой лев», Венецианского фестиваля. Следовательно, это первый и пока, до Торонтовского и остальных, главный претендент на «оскары».

Тем более, что фильм этот американский. Американский, но снят китаянкой, Хлоей Чжао. Китаянкой, родившейся и раннее детство проведшей в Пекине, но в дальнейшем жившей в Лондоне, а ныне в Калифорнии. Как режиссёр Хлоя Чжао состоялась в США, «Земля кочевников» её третий полнометражный фильм; первый, «Песни, которым меня научили братья» (2015), рассказывал об индейцах в резервации Южной Дакоты, его премьера прошла на «Сандэнсе», и затем он претендовал на «Золотую камеру» (приз для дебютов) Каннского, второй, «Наездник» (2017), драма-вестерн, тоже показывал индейскую резервацию, глазами молодого ковбоя, вернувшегося туда после травмы на родео. «Наездник» номинировался в главных категориях «Независимого духа» и выиграл «лучший фильм» на «Готэме».

Новый фильм Хлои Чжао — это экранизация вышедшей три года назад автобиографической книги американской журналистки Джессики Брудер «Земля кочевников: Выжить в Америке XXI века», где речь идёт не об индейцах и ограниченных территориях резерваций, а о близкой этому, но совершенно иной субкультуре, состоящей из трейлерных парков, придорожных бургерных и бесконечных хайвеев, там проходит жизнь современных американских номадов (оригинальное название фильма — «Nomadland»): пожилых людей, потерявших во время Великой рецессии — экономического кризиса 2008‒2013 годов — работу и жильё и вынужденных скитаться в своих домах на колёсах, фургонах, по стране в поисках случайного заработка и бесплатных стоянок. Вот и главная героиня «Земли кочевников» Ферн, которую играет дважды «оскароносная» Фрэнсис Макдорманд (практически все остальные в фильме не профессиональные актёры, а реальные люди), едет из Южной Дакоты в Небраску: ей за шестьдесят, градообразующее предприятие её маленького городка закрылось в 2011-м, муж умер, дом принадлежит компании, работы нет. По дороге она встречает самых разных, но таких же, оставшихся в пожилом возрасте без дома и работы, кочевников в фургонах, один из них, Боб Уэллс, даже создал целую философию современного кочевничества, объясняющую, почему «американская мечта» — не только успешная карьера на фирме и свой дом с постриженной лужайкой и барбекю по выходным, но и безграничная свобода ехать, куда глаза глядят и быть кем хочешь.

Фильм Хлои Чжао, который называют и «меланхолическим роуд-муви», и «портретом-исследованием Америки», и «поэтическим взглядом на американскую природу и социум» (пролетающие за окном фургона или разворачивающиеся вокруг трейлер-парков пейзажи великолепны), и «гимном одиночеству, американскому индивидуализму», — тоже целая философия. Именно американская, вписывающаяся в историю страны, образ жизни которой, не тот, сверхдержавы, а внутренний, формировался сначала фронтиром и «Go West!», затем субкультурой хобо — странствующих работяг после Гражданской войны, затем новых хобо, пересекающих страну в товарных поездах во время Великой депрессии 1930-х, когда треть американцев осталась без работы, и наконец битников 1950‒60-х с их «В дороге». Именно поэтому, думается, у «Земли кочевников» есть все шансы на «Оскар».

А вот следующий фильм Хлои Чжао, «Вечные», чья премьера назначена на февраль нового года, будет совсем иным — из вселенной «Марвел». Хотя комиксы — это тоже часть американской национальной культуры

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: