Задом наперёд


Дата публикации: 2 августа 2020

 

Японский фильм индийского режиссёра, гран-призёр эстонского кинофестиваля.

Мультикультуральность характеризует Таллиннские «Тёмные ночи», из кинофестивалей класса «А» он диверсифицирован больше остальных и возводит понятие разнообразия в принцип: географический, жанровый, стилистический, тематический, любой. Причём речь как о разнообразии всего этого на самом фестивале, так и внутри фильмов, которые он отбирает на свои конкурсы. Их много, главный, разумеется, международный, на последних 23-х «Тёмных ночах» в нём участвовала двадцать одна кинолента: десять европейских, четыре северо- и южноамериканских, шесть азиатских и один фильм из Африки: всё, как и положено на такого уровня фестивале, премьеры, мировые, международные или европейские. И все фильмы были представлены на фестивале режиссёрами лично.

Гран-призёр «Задом наперёд» (оригинальное название «Kontora») в высшей степени отвечает духу и требованиям Таллиннского фестиваля, и стилистическим, и жанровым, и тематическим, и географическим:   в комментарии жюри говорится «Фильм предлагает мощную и мистическую историю, которая соединяет современную жизнь японцев с прошлым, которое, по мнению героев фильма, уже давно кануло в Лету и забыто, но которое просыпается, чтобы начать на них охоту и завладеть их умами. Это также насыщенный портрет обычной японской семьи с очень натянутыми отношениями. Фильм наполнен неожиданными и ошеломляющими изображениями, он предлагает исключительный и многослойный кинематографический опыт». Что же касается географического мульти,  то японская история в фильме рассказана глазами индийца, режиссёра Аншула Чаухана, и эстонского оператора Максима Голомидова, благодаря которому и Эстония косвенно разделяет радость фестивальной победы.

«Задом наперёд» — чёрно-белая драма, рассказывающая о школьнице Соре, живущей с отцом и находящейся с ним, как отметило жюри, в очень непростых отношениях. Наладиться их отношениям поможет тот самый «задом наперёд» — чудак, или даже дурачок, который ходит спиной вперёд. Однако фильм не только об этом: акцентированная жюри связь прошлого с настоящим, травма памяти, — это дедушкин дневник военных лет, который Сора обнаруживает, перебирая дедушкины вещи. Дневник содержит информацию о кладе, зарытом где-то вблизи дома, и Сора принимается за поиски…

Огромную роль в этом синкретичном фильме играет музыка, и кроме гран-при, «Задом наперёд» был удостоен призом за лучшее музыкальное сопровождение, который получил композитор Юма Кода, и комментарий жюри указывает на вклад его музыки в формирование сюжета, подтекста и цельной эстетики фильма: «За способность создавать состояние постоянного напряжения и отсылки к прошлому через крайне точную и современную оркестровую музыку».

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: