Я ОБВИНЯЮ


Дата публикации: 2 марта 2020

Это оригинальное — с отсылкой к Золя — название нового фильма Полански. Но прокатчики вернули ему название романа Роберта Харриса «Офицер и шпион» (2013), по которому он снят.

Об этом фильме можно рассказать столько, сколько не поместится в анонсе, поэтому — основное, что надо знать о нём перед просмотром.

Во-первых, он получил вторую по значимости награду Венецианского: Гран-при жюри «Серебряный лев» (ещё приз ФИПРЕССИ). И не «Золотого», которого в итоге дали так себе «Джокеру», только потому, что Полански до сих пор грозит экстрадиция в Америку по давним обвинениям. Председатель  жюри Венецианского фестиваля Лукресия Мартель так и сказала, что лично поздравлять Полански с премьерой не будет. А в своей Франции Полански уже получил «Люмьера» (французский «Золотой глобус») за «лучшую режиссуру» и ещё получит французских «Оскаров» — «Сезаров», на которые у него двенадцать номинаций, больше, чем у кого бы то ни было в этом году.

Во-вторых, все как один, критики называют «Офицера и шпиона» лучшим фильмом Полански со времён «золотопальмового»-трёх-«оскарового»  «Пианиста» (2002).

В-третьих, «Офицер и шпион» — об истоках эпохи, приведшей к тому, что в «Пианисте» — «Деле Дрейфуса», с которого в 1894-м и начался антисемитски демонический XX век.

В-четвёртых (см. название, оба), фильм не о Дрейфусе, а о том, кто вместе с Золя поднял в обществе волну, расколовшую не только Францию, но и весь мир на «дрейфусаров» и «антидрейфусаров», — полковнике Мари-Жорже Пикаре. Антисемит поначалу, как и большинство, тогда во французской армии, но пошедший в одиночку против системы, когда напал на след настоящего, а не Дрейфуса, шпиона. За что и поплатился.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: