ВСЁ ХОРОШО


Дата публикации: 2 июня 2017

В Украине наконец-то появился свой «Оскар», свой «Сезар», своя «Ника» — национальная кинопремия «Золота дзиґа».

 

Вручать её будет, как и положено, киноакадемия — которая в Украине тоже появилась только-только, в феврале. Киноакадемия же выросла из Одесского международного кинофестиваля, в смысле — его руководство её инициировало. А сейчас вопрос: что раньше было — курица или яйцо, национальная кинопремия рождает большое национальное кино или украинский кинематограф уже настолько силён, что не может без национальной премии? А и так и так, наверное. Национальная кинопремия — такова её, собственно, и задача, привлечёт внимание зрителей к украинскому кино, раскрутит его, может, и на поток поставит; с другой стороны — есть уже что раскручивать, тот самый момент, когда начали появляться хорошие украинские фильмы, их немного пока, да, но гораздо важнее, что они хорошие — настоящее, качественное кино, серьёзное, проблемное, без дурного заигрывания с публикой, присущего массовому искусству, но и без псевдоумничанья, надувания щёк, как часто в артхаусе. Добротное кино, которым можно гордиться.

 

Я имею в виду «Гнездо горлицы», получившее от киноакадемии аж шесть «золотых дзыг» — все главные: и за лучший фильм, и лучшему режиссёру (Тарас Ткаченко), и лучшим актрисе (Римма Зюбина) и актёру (Виталий Линецкий — посмертно), актёру и актрисе второго плана (Николай Боклан и Наталья Васько), — в общем, абсолютный победитель. Другое дело, что «Гнезду горлицы» практически не с кем было конкурировать: в номинациях по три-четыре фильма, из полнометражных художественных — «Моя бабушка Фани Каплан» Алёны Демьяненко (получивший «дзыги» за сценарий и лучшему художнику-постановщику), «Слуга народа 2» Алексея Кирющенко, «Плен» Анатолия Матешко, «Теперь я буду любить тебя» Романа Ширмана, всё.

 

Но это пока всё. Раз у нас уже есть «Гнездо горлицы», можно надеяться, что таких фильмов будет с каждым годом больше и больше: «Гнездо» установило планку, задало стандарт качества, и все следующие «Дзиґи», конечно, будут ориентироваться на него.

 

Да, о «Дзиґе» — почему именно дзыга, волчок, юла стала премиальным символом национального кинематографа. Скульптор Назар Билык, придумавший дизайн статуэтки, объяснил это так: «Основним елементом композиції є кадр з кіноплівки, золотий чотирикутник, який динамічно обертається, уособлюючи кінематограф. За формою статуетка нагадує дзиґу, вогонь, паросток, які є символами розвитку та оновлення національного кіно». А ещё, пишут, «Дзиґа» — в честь Дзиги Вертова (1895‒1954), великого документалиста, одного из самых-самых главных и первых в мировом кино, работавшем в Украине — снявшего здесь и лучший документальный фильм всех времён «Человек с киноаппаратом» (1929), ставший манифестом мирового киноавангарда, и первый звуковой советский документальный фильм «Энтузиазм (Симфония Донбасса)» (1930), который Чаплин назвал «одной из самых впечатляющих звукозрительных симфоний», и много чего хорошего и важного для искусства кино ещё. Но и сам же Дзига Вертов, Давид Абелевич Кауфман, взял в 1915 году псевдонимом украинское «дзиґа», поэтому всё равно — дзыга, юла, волчок.

 

А что, очень хороший символ для нового украинского кино: во-первых, дзыга вроде как простая штука, игрушка, но в этом и прелесть, во-вторых, есть в любой культуре, но в каждой — своя («китайский волчок», «кельтский камень», латиноамериканское тромпо, японский «волчок Сакаи», еврейский священный дрейдл, наконец), и в-третьих, сам принцип: сохраняет во время вращения устойчивость на одной точке опоры. Вот пускай национальная кинопремия и раскручивает украинское кино, а точкой опоры станет «Гнездо горлицы» — с которого теперь для него всё и начнётся.
Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: