Все знают


Дата публикации: 30 сентября 2018

«Все знают» («Todos lo saben») 2018; Испания, Франция, Италия; криминальная мелодрама

Режиссёр: Асгар Фархади

В ролях: Хавьер Бардем, Пенелопа Круз, Рикардо Дарин, Барбара Ленни, Инма Куэста и др.

Фильм открытия Каннского фестиваля, но увы — для Фархади уже очередное, — не фильм-открытие. Реакция критиков сводится к одному, примерно такому: «У человека два “Оскара” и куча призов в Берлине и в Каннах, пять лет назад он стал работать в европейском кино, снимал на французском языке. И теперь вдруг сломался на испанском» (Валерий Кичин) — не на языке, конечно, на материале, стиле, форме подачи, жанре наконец: мелодрама по-испански и европейски не то же самое, что по-ирански, Quod licet bovi. Хотя если разобраться, а «Все знают» заставила критику подвергнуть ревизии всё творчество Фархади, да и своё отношение к азиатскому кино в целом, — Iovi, bovi, без разницы: мелодрама и в Африке мелодрама. Просто «‹…› международные фестивали и Канны в особенности позволяют жонглировать высокопарными клише только выходцам из условных стран третьего мира ‹…›. По старой колониальной привычке метрополия снисходительно трактует банальности в устах варваров как новую искренность, как простые истины, вечные ценности, оду гуманизму, будь он неладен» (Зинаида Пронченко). Представляете, что теперь начнётся и как полетят головы азиатских фестивальных кинокумиров, мастеров простых истин? Молодец Фархади, в смысле — санитар леса.

Что же касается самого санитара, принявшего первый удар, то сейчас он получает сполна, и нетронутым пока остаётся лишь самый знаменитый, выведший его в люди фильм: «‹…› всем его поздним свершениям как до Луны до его единственного шедевра, “Развод Надира и Симин”, за который он справедливо удостоился первого “Оскара”», — а потом: «Произведённая им во Франции вещь под названием “Прошлое” тоже была из рук вон плоха, но, кажется, всё же не так, как его испанское творчество», и по поводу второго «Оскара» — что он им «‹…› получен за плохой фильм “Коммивояжёр” по причине его отказа приехать в США в ответ на политику Трампа» (Стас Тыркин).

Ну и то, вокруг чего весь сыр-бор: главная героиня (Пенелопа Круз), шестнадцать лет назад вышедшая замуж за аргентинца и живущая в Аргентине, приезжает с семьёй на родину, в испанскую провинцию, на свадьбу сестры, где похищают её дочь и требуют выкуп — но таких денег ни у кого нет, кроме как у её бывшего возлюбленного (Хавьер Бардем), вернее, ему для этого нужно продать свой виноградник, ну как «свой» — когда-то мёртвые земли, купленные у той же героини. А по ходу дела растёт подозрение, что похититель — кто-то из членов семьи. Может, всё бы и ничего, но мелодрама не клеится у Фархади с криминальным сюжетом, а всё вместе — с испанским этнографическим колоритом, как он его понимает и видит. Колорит этот — сплошной набор штампов, ну как бы казаки в вышиванках, танцующие гопак с галушками и шматом сала в зубах. Ах да, с глечиком под ручку.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: