Возрождение украинского кино: радость и опасения


Дата публикации: 27 Октябрь 2012
одесская киностудия

В былые (советские) времена на украинский кинематограф приходилась немалая часть качественных, ставших уже классическими фильмов СССР. Три основных киностудии Украины – Одесская, им.Довженко и Ялтинская – подарили нашему зрителю такие знаменитые фильмы, как «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Зеленый Фургон», «Дежа вю», «В бой идут одни старики», «Человек с бульвара Капуцинов» и множество других, искренне любимых народом картин. После развала СССР украинский кинематограф пребывал в незавидном положении, фильмы практически перестали снимать. Государственные студии около 20 лет пребывали в простое, и лишь отдельные творческие группы кинематографистов продолжали снимать фильмы.

Но  в последнее время появилась надежда на возрождение отечественного, интересного кино. Одной из первых ласточек стал фильм «Прошедший сквозь огонь» Михаила Ильенко, выдвинутый в этом году на «Оскар» (!!!). Также, в Киеве, 20 октября открылся 42-й Международный кинофестиваль «Молодость», на котором представлено 60 новых картин молодых украинских режиссеров. А сейчас к делу подключилось Министерство культуры, предложив былой путь финансирования кинематографа – путем выделения бюджетных средств на работу государственных студий. По словам министра культуры М.Кулиняка, распределение финансов будет происходить прозрачным методом, и права кинопроизводителей не будут ущемлены – т.е. отсутствие контроля государства (который априори был при «развитом социализме») над авторами фильмов гарантируется.

Другим хорошим знаком для украинского кино послужило решение президента о праздновании в 2014 году на государственном уровне 120-летия со дня рождения выдающегося украинского режиссера Александра Довженко.

С одной стороны, новость о финансировании со стороны государства отечественного кинематографа можно рассматривать, как положительную, и даже радостную. Но, при этом, у современных производителей украинского кино есть опасения насчет возможных ограничений в действиях. Многие деятели кино рассматривают такую ситуацию, как потенциально подконтрольную. Группа кинематографистов Украины написала в Минкульт открытое письмо: «…«Если случится новейшая централизация, то ситуация в отечественной киноотрасли, в которой в последнее время достигнуто немало значительных прорывов, будет подвержена стагнации и окажется у черты катастрофы…».

К чему приведет участие государства в жизни нашего кино, покажет лишь время. Но, думается нам, всё может быть хорошо – ведь, несмотря на финансирование от государства (и, при этом, прямой контроль Большого Брата над кино в советские времена), эта схема давала отличный результат, и подтверждением тому – масса отснятых и любимых фильмов.

текст – Константин Акопян

3 thoughts on “Возрождение украинского кино: радость и опасения

Так же на KharkovInform: