Воображаемая земля


Дата публикации: 30 сентября 2018

Соскучились по Карваю? Вот вам новый Карвай. Знакомьтесь: Сью Хуа Ео, из Сингапура, гран-при — «Золотой леопард» — Локарнского.

Пока сам Вонг Карвай переживает успех или поражение «Великого мастера» (2013), не похожего на его предыдущие фильмы, для кого-то уже избыточно сентиментального и, как бы это сказать, вплотную «народного», а для кого-то самого глубинно экзистенциального из его фильмов, и вроде в творческом перерыве, а может быть, отпуске, дело Карвая, т. е. его стиль, киноязык, «неоновая эстетика», живёт и побеждает — на кинофестивалях.

Вот и «Воображаемая земля», победитель Локарнского, даёт, по словам критики, то самое ощущение «хрупкости, виртуальности и призрачности», атмосферу «неонового морока» и неонуар, за что полюбились ранние фильмы Карвая. Но в принципе, всё даже проще: главного героя «Воображаемой земли», китайского гастарбайтера в Сингапуре, зовут Вонг — имя распространённое, да, но и указание чёткое.

О самом же Сью Хуа Ео никому до этого не было известно, пишут только, что это второй его полнометражный фильм, но первый в прокат не вышел, поэтому для всех он режиссёр с нуля — новенький, блестящий, без заслуг перед кинематографом — что и славно.

Ещё все обращают внимание, что, пожалуй, этого и следовало ожидать от жюри, раз его в этом году возглавлял Цзя Чжанке, — поддержку синоязычного кино. Но тут же оговариваются, что сам Цзя Чжанке, призёр Берлинале, Сан-Себастьяна и по нескольку раз Каннского и Венецианского (вплоть за «Золотого льва» в 2006-м), «статусный китайский режиссёр с прошлым опытом андеграунда и тонким художественным вкусом», ценит в кино в первую очередь эстетику — утончённую изобразительность, изысканный киноязык, — а всё остальное во вторую. Что и привело «Воображаемую землю» к победе.

Впрочем, сказать, что в ней, «Воображаемой земле», нет ничего остального, что фильм не социален и не затрагивает насущных проблем, никак нельзя. Равно и того, что он просто универсален, а не национально специфичен.

Что такое Сингапур (к слову, впервые участвующий в Локарно)? Это маленький, но густонаселённый, где на всех не хватает места, остров-город-государство, что прирастает за счёт намывной мелиорации, покупая почву у других стран и так, довольно существенно уже, увеличиваясь в размерах. Это есть в фильме — и в его названии, но есть там и многое другое, что ещё больше зацепило жюри и критиков. Вот как, например, расшифровывает сюжет и название фильма побывавший на Локарнском и посмотревший эту кинокартину Андрей Плахов: «Название “Воображаемая земля” отыгрывается в ней на разных уровнях. Сначала — на социальном, поскольку действие происходит в среде гастарбайтеров из Китая, Бангладеш и других стран с большим количеством бедного населения. Они батрачат на стройках благополучного Сингапура, живут в чудовищных условиях, фактически на положении рабов — даже паспорта у них отбирают работодатели. И всё равно пришельцы благодарны принявшей их “земле обетованной”, потому что дома ещё хуже. ‹…› Второй смысл названия связан с тем, что “воображаемую землю” для строительства в крошечном Сингапуре отвоевывают у моря: именно по программе осушения работают герои картины. Наконец, “воображаемая земля” — это мечты и сны, которые герои фильма — рабочий-китаец Вонг и исследующий его исчезновение полицейский детектив Лок — видят наяву. Им помогает в этом киберкафе, где можно засесть на целую ночь, предаться азартным видеоиграм и виртуальным связям, иногда смертельно опасным».

«Изящный», «многослойный», «эстетское полотно» — подбирают эпитеты для характеристики фильма кинокритики. А сам режиссёр на вручении сказал кратко: «Мой фильм перемещается между разными реальностями, напоминая Сингапур как город, который постоянно меняет форму и похож на сон».

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: