«Война Анны» и «Лето»


Дата публикации: 2 июня 2019

Два главных призёра «Ники» — лучший фильм и лучшая режиссура

Вы знаете позицию Алексея Федорченко по Украине и России, её все знают, он не скрывает в интервью, говорит необтекаемо, и тем не менее «Война Анны» настолько хороша, настолько сильна, что даже имперский «Золотой орёл», что за два месяца до фрондёрской «Ники», не смог не дать ей тоже «лучшего фильма» (и плюс к этому «лучшей режиссуры»).

«Война Анны» — о победителях во Второй мировой, как говорит сам Федорченко, — шестилетней еврейкой девочке, которую мать прикрыла собой во время расстрела и которая затем два года — целых два года! — в полном одиночестве, не считая кошки(1), пряталась в неработающем камине бывшей школы, теперь немецкой комендатуры. Ловит мышей и голубей, чтоб прокормиться; чтобы согреться зимой, обдирает чучело волка, и прячется, прячется, прячется, постоянно прячется от немцев, боясь себя выдать.

«Эту историю я прочитал в интернете, в ЖЖ — тогда ещё был жив ЖЖ. История представляла собой маленький рассказ у кого-то на странице о девочке, которая пряталась в военной комендатуре где-то на Полтавщине» — Федорченко в интервью, и там же, отвечая на вопросы «На пике победобесия и патриотизма ваша картина выглядит очень особо» и «“Война Анны” показывает войну не парадную и тем самым идёт вразрез с официально принятой сейчас стилистикой фильмов о войне…», — «Очень на это надеюсь. Я думаю, что закрыл тему войны. ‹…› До нас, как мне кажется, тему войны закрыл фильм “Отец солдата” — после этого фильма можно было уже ничего не снимать про войну».

Анна — единственная и главная героиня фильма, вторая из «ник» его — «лучшая женская роль» — у сыгравшей Анну девятилетней Марты Козловой.

«Лето» Кирилла Серебренникова набрало на «Нике» (на «Золотом орле» ни одной) рекордное количество номинаций: двенадцать, — в том числе режиссура, очевидно, потому, что он, тоже не скрывающий своих взглядов и ещё резче, может, чем Федорченко, их высказывающий, два года под домашним арестом(2) по сфабрикованному обвинению в мошенничестве, был арестован в 2017-м как раз во время съёмок и монтировал фильм дома, на домашнем (без интернета) компьютере — кстати, у «Лета», кроме «ник» за режиссуру, звукорежиссуру и «открытие года» (Роман Билык из группы «Звери», сыгравший Майка Науменко), ещё и «ника» за монтаж.

«Лето» — о совсем юных Майке Науменко и Викторе Цое, начало 1980-х, третий главный герой фильма, героиня, — жена Майка Наталья, по чьим воспоминаниям он и снят. Любовно-музыкальный треугольник, нет, это звучит грубо, а фильм, поверьте, очень душевный — о музыке, роке, об искусстве в целом, о том, кто держится своего пути, а не тенденции, несмотря на авторитет и советы старших — друзей, друзей, помогающих, не заставляющих. И хорошо, что в конце всё чётко неопределённо, кто прав, кто продался, кто остался. Да никто, наверное, — не успели: фильм заканчивается первым сольным большим концертом «Кино», с которого Майк уходит, и — «Виктор Цой (1962‒1990)», «Майк Науменко (1955‒1991)».

А любовный треугольник — это только так говорится, там, в «Лете», нет углов, круг, если хотите, дружеский, опять же.

1 Антон Долин, назвавший «Войну Анны» лучшей работой Федорченко («‹…› одновременно минималистский и эпохальный, жуткий и нежный, исторический и сказочный ‹…›»), пишет: как Алиса в жуткой Стране Чудес и Зазеркалье.

2 Через неделю после «Ники» домашний арест Серебренникову заменили подпиской о невыезде.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: