ВИСТИНГ


Дата публикации: 6 декабря 2019

В «Сериалах» мы идём по всему свету. Израильский, датский, американский, итальянский, французский, румынский, теперь — норвежский.

Странное дело, ни одной рецензии, а кого ни спросишь — посмотрели «Вистинга».

Норвежские сериалы не самая привычная штука. Но и не самая непривычная. «Оккупированные» (о российском вторжении), американо-норвежский «Лиллехаммер», лучше остальных «Нобель. Мир любой ценой», отдадим долг «Вистингу» и за «Нобеля». Впрочем, они не похожи — лейтенант Эрлинг и Вистинг, разве что оба расследуют, да и жанр — политический триллер и детектив. «Нобеля» смотришь не в последнюю очередь из-за Осло, а действие «Вистинга» — в глубинке.

Хочется сравнивать Вистинга не с норвежскими коллегами, а с Рокко Скьявоне, и вообще не с коллегами — Релу (из румынских «Теней»). Может, дело в характере — на котором весь сериал держится. Имеется в виду не характер с большой буквы, а с нормальной прописной человеческий. Но не типаж ж! Очень обаятельный сыщик Вистинг и ещё какой-то застенчивый. Это и есть характер нордический?

Не люблю процедуралы. Ну, где каждая серия самостоятельная, законченное расследование, а общий сюжет пытается быть общим за счёт мелодрамных линий — семья, отношения с детьми и сослуживцами. Раз сериал, подавай большую историю, а не нарезку из мелких, мелкие — средние — посмотрим в обычных фильмах. Но так, как в десяти сериях «Вистинга», я ещё не видел. Пишут, что «Сюжетная линия основана на двух криминальных романах Йорна Лиера Хорста об Уильяме Вистинге “Пещерный человек” и “Охотничьи собаки”», но всё равно здорово: на полфильме заканчивается одно расследование и начинается следующее. Но обманутым себя не чувствуешь — обманули тебя по-хорошему.

О красоте норвежской природы вам расскажет кто-то другой. «Вистинг» детектив, неурбанистичный, что отдаляет его от «Нобеля» и сближает с «Рокко Скьявоне», — надоели выслеживания в каменных джунглях, настоящие подавай! Снежные пустыни в нашем случае.

В «Вистинге» есть всё, что в других детективах, все клише — но они не смотрятся клише, и не сказать, что обыграны. Правила игры соблюдены, но у этой игры свой, нордический характер. Те же взаимоотношения с детьми. Или агентка ФБР в сотрудничество. Помните, как поиздевался Макдонах (Джон Майкл) — «Однажды в Ирландии», где герой Брендана Глисона, сержант полиции из глубинки, называет агента ФБР негром, а потом «объясняет», что «Расизм — часть ирландской национальной культуры»? А в «Вистинге» такой штамп не смотрится штампом. Что же происходит с норвежским кино? Может, только с «Вистингом».

Андреей Ченко

Так же на KharkovInform: