Видок: Император Парижа


Дата публикации: 2 сентября 2019

LʼEmpereur de Paris, 2018;

Франция; историко-криминальный триллер

Режиссёр: Жан-Франсуа Рише

В ролях: Венсан Кассель, Ольга Куриленко, Фрейя Мавор, Дени Меноше, Патрик Шене

А ведь фильм неплох, совсем неплох — особенно по сравнению с довольно идиотским фэнтезийным «Видоком» 2001 года с Жераром Депардьё, где Видок сражается с таинственным бессмертным колдуном. Здесь же всё нормально, добротное жанровое кино, приключенческо-костюмированное и такое, знаете, французское-французское по духу, то есть, в частности, где всё закручено на любви, но красиво, в тошнотворную мелодрамку не превращается. Наша Ольга Куриленко хороша, вписалась во французский колорит без сучка-задоринки.

Но дело всё-таки не в ней — Куриленко, — я имею в виду удачу фильма, а в режиссёрско-актёрском тандеме Рише-Кассель, спевшемся одиннадцать лет назад во «Враге государства № 1» и «Враге государства № 1: Легенде» — кстати, тоже о национальном достоянии Франции, тоже сверхпреступнике, только 1960‒70-х, и тоже «короле побега» из тюрем Жаке Мерúне, — за которую (эту дилогию, диптих) Рише с Касселем получили по «Сезару», режиссёрскому и актёрскому.

Но не то чтобы «Видок» повторяет удачный опыт в новых декорациях, скорее, правильно использует его в своих целях, так что особых перекличек не ищите — да и Видок же не Мерин, тот был чисто преступник, грабитель банков, а Видок — преступник поневоле: в четырнадцать лет случайное убийство учителя фехтования, побег в армию, дуэли, банда налётчиков, побеги из тюрем, пиратство. Фильм берёт его на подготовке к очередному побегу — с корабля каторжников, и затем через двенадцать лет, в 1811-м, когда тихо живущий в Париже как торговец тканями Видок, шантажируемый узнавшими его сокамерниками, делает ход конём: обращается в полицейскую префектуру и предлагает сформировать при ней особую бригаду из бывших уголовников, по принципу «Только преступник может побороть преступление», ну т. е. кто знает мир воров и убийц изнутри, их психологию. В обмен на полную амнистию, разумеется.

Эта так ожидаемая амнистия и станет сюжетным стержнем фильма, ядром его проблематики и т. д. Далеко вперёд фабула не зайдёт, сосредоточится именно на этом периоде — формировании такой спецбригады, «Сюрте» («Безопасность»), и её первых успехах. Ну и трагических потерях тоже, криминал Парижа будет обороняться, демонстрируя, кто тут император.

А вы уже сами потом, посмотрев фильм, поинтересуетесь и выясните, что Видок — «отец уголовного розыска в его современном виде» и затем, уйдя в отставку, первый в мире профессиональный частный детектив, да-да, вот он — настоящий Шерлок Холмс, и вот он — Огюст Дюпен у основателя детективного жанра Эдгара По (а вы думали, почему у него действие происходит в Париже), и вот он — Вотрен из «Человеческой комедии» Бальзака, и Жан Вальжан (а также одновременно и инспектор Жавер) в «Отверженных» Гюго. А ещё Лекок у Габорио, Арсен Люпен у Мориса Лебрана. И «Парижские тайны» Эжена Сю — это всё тоже из мемуаров Видока.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: