Вечное возвращение. Кастинг


Дата публикации: 3 Декабрь 2012
ВВ. Кастинг

В собственной профессии режиссера Кира Муратова всегда что-то меняет и очень любит, когда съемочная группа состоит из людей, способных «что-то придумать» на ходу. У Муратовой всегда «фильм растет, как дерево»: из импровизаций и гениального актерства, но есть глобальный замысел, который просто обязан рассказать о нюансах человеческой сущности. На этот раз Кира Муратова вырастила «Вечное возвращение. Кастинг».

Режиссер — настолько индивидуальная профессия, что ты сам ныряешь, сам плывешь и сам выходишь на берег, мокрый с ног до головы. Если посчастливится, — от тебя останется не мокрое место, а, скажем, следы на дороге. А всё для чего? Для того, чтобы «внести свою лепту в прогресс, донести до зрителя какой-то месседж, ну как минимум рассказать ему о природе человека. Может, люди добрее станут…» Олег Табаков, снимавшийся в предыдущем фильме Муратовой, – «Мелодии для шарманки» — сравнивает роль Киры в кино с содержанием сказки Пушкина о Золотом Петушке, «который немедленно оповещал о любой беде в государстве. Так вот, Кира Муратова аж в набат бьет. Беда! Беда!… Предупреждает нас о душевной глухоте и разобщенности, которые весьма опасны, призывает нас быть людьми». Сама Кира Муратова, в свои семьдесят восемь лет и со своими двумя десятками фильмов давно отвергшая всякую высокопарность, подытоживает: «Да, искусство может повлиять на человека, но мимолетно. Ничего не меняется. Идеалы, конечно, остаются, но в виде чего-то эфемерного». Человеческие типажи, пейзажи мегаполисов, «диагноз времени» и циничность всех слоев социума Кира Георгиевна знает прекрасно и чувствует не хуже.

«Мелодия для шарманки», ставшая украинской картиной, удостоенной главного приза Московского кинофестиваля-2009, многим напомнила одинокое путешествие двух детей в стиле Андерсена-Диккенса: сиротки, голод, холод и огромный город, который обязательно затянет в болото равнодушия. На пути детям встречается множество людей: добрых, злых, безразличных, вороватых, умных, глупых, бедных, богатых настолько, что их дети становятся жестокими еще до того, как научаются считать «денежки». Но никто из этих людей не поможет детишкам по мере возможностей, потому что «у всех свои заботы». Георгий Делиев, постоянный участник кинопроцесса Муратовой, имея в виду фирменный муратовский юмор, говорит следующее: «У Киры не мрачное кино. На самом деле Кира снимает комедийное кино: там действительно очень много каких-то трогательных моментов, но и смешных — это ситуации доведенные до абсурда. Персонажи настолько естественны, что кажутся нелепыми». Новый фильм Муратовой «Вечное возвращение. Кастинг» снят, по словам украинского продюсера Олега Кохана, «в драматическом ключе с элементами грустной комедии от Муратовой». «Вечное возвращение» выстроено в форме кинопроб: каждая сцена снята в нескольких вариантах в исполнении разных пар актеров, что означает знаменитые муратовские повторы, проявившиеся еще в «Коротких встречах» и «Долгих проводах». Героев «Возвращения», на первый взгляд, «ничего не связывает, они лишь бывшие однокурсники. Однажды Он приезжает в Ее город, чтобы навестить и спросить совета в сложившейся жизненной ситуации: Он любит двух женщин и не знает, как поступить…» В 21-м фильме Киры Муратовой снялись Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Олег Табаков, Алла Демидова, Наталья Бузько, Виталий Линецкий, Георгий Делиев, Юрий Невгамонный и Геннадий Скарга.

Татьяна Донец

Так же на KharkovInform: