Вчера


Дата публикации: 2 июня 2019

2019; Великобритания; музыкальная драмеди

Режиссёр: Дэнни Бойл

В ролях: Химеш Патель, Лили Джеймс, Кейт Маккиннон, Эд Ширан, Ана Де Армас и др.

Да Бойл просто издевается! Вы помните его «Траст» прошлого года, феерически уделавший Ридли Скотта со «Всеми деньгами мира» и показавший, что такое настоящее кино (хоть и сериал — тем более сериал), а что понты, тупо тошняга, и будь ты тысячу раз создателем «Чужого» и «Тельмы и Луизы», нельзя, нельзя опускать планку и гнать «продукт», полагаясь на прошлые заслуги и заработанный авторитет. Так теперь (Бойл, если хотите, и себя, прошлого, тоже уделал, сняв «На игле 2» перед этим, размялся, так сказать, на своём поле) — вот она, ответочка «Богемской рапсодии» (и «Звезде родилась», до купы), получай Брайан Сингер, иди дальше снимать «Людей Икс» (а ведь когда-то, сто лет назад, в 95-м, ты снял «Подозрительных лиц», да, и задал жару и стилю).

Нет, я даже не буду акцентировать, что сыгравший в «Рапсодии» Меркьюри и получивший «оскара» Рами Малек — Malek, а во «Вчера» главного героя зовут Джек Малик (Malik), пускай совпадение. Но вот вам фильм о серьёзном таком, душещипательном становлении всемирно известного певца — на фоне группы «Queen», именно на фоне, а не вместе с ней, «Queen» так себе, создают необходимый антураж в фильме, хотя и проблема, что он ставит — зазнайство героя, отрыв, пардон за лексику, от коллектива, предательство (по сути) любимой девушки и т. д. и т. п. И вот вам фильм — несерьёзный, игровой, не душещипательный, а душевный — о раздолбае-музыканте, хорошенько так профукивающем свою жизнь случайными заработками в дешёвых кабаках, во время, хлоп, блэкаута, хлоп, сбитого грузовиком и отброшенного им, хлоп-хлоп, в параллельный мир, где не было «Битлз», а так всё такое же и все те же.

И всё те же проблемы, что и в «Рапсодии» (и «Звезде», не забываем о ещё одном полу-«оскароновце»): предательство близких на фоне творческой самореализации. Ну как самореализации — плагиата ж, Малик-Малек, случайно затянувший в тесном кругу «Йестэдэ-э-эй», выясняет вдруг, что никто её не слышал (и не потому, что он так плохо играет и поёт, певец и музыкант он действительно хороший), и смекает, лезет в Интернет — дальше смотрите трейлер.

Тут много каких идей появляется, не у Малика, в фильме, у зрителя: и что такое личность и гений, если б не фанатеющие толпы, наделяющие, прошу прощения снова, харизмой такого, как Малик, симпатягу, не бездаря, но не более — певца из пабов; и как самому симпатяге к себе, этому всему относиться, да-да, я о комплексе самозванца, о самозванстве всей культуры, искусства в целом. И мысль эту можно дальше развивать. В отличие от «Богемской рапсодии», неплохом, в принципе, фильме, держащемся на сходстве Малека с Меркьюри, выразительном взгляде выпученных глаз и не выходящем за рамки давным-давно избитых трюизмов.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: