«УСМИРЁННЫЙ» И «БЕСКОНЕЧНАЯ ТРАНШЕЯ»


Дата публикации: 6 декабря 2019

Пишут, этот Сан-Себастьянский был ровным, без фаворитов, а на тех, кто в итоге ими стал, никто б и не подумал заранее, решение жюри было полной неожиданностью.

Кто б мог подумать, что никому не известный американский кинематографист, снявшийся в 2000-м в джекичановском гонконгском «Случайном шпионе», да так, что и в основных ролях не указан, а потом поработавший в Турции как режиссёр — с тем же успехом — над сериалом «Сумерки» (2003) и криминальной трагикомедией того же года «Crude», плюс сососценарист «Сладостей» (2015) Р. Э. Роджерса, вдруг окажется гран-призёром «Золотой раковины». А ещё у его «Усмирённого» — приз за лучшую работу оператора и «Серебряная раковина» лучшему актёру — Букассу Кабенгеле.

Теперь выясняется, что Пэкстон Уинтерс работал над фильмом семь лет, что для этого переехал жить в рио-де-жанейровскую фавелу — городские трущобы в Бразилии, на склонах гор, возникшие в 1970-х, — страшное место, никаких благ цивилизации, зато преступность, банды, наркотики, проституция и торговля людьми. К чемпионату по футболу в 2014-м и Олимпиаде-2016 в Рио со всем этим начали бороться и действительно победили. Но каким способом — фильм частично и об этом. А так — история бездомной тринадцатилетней девочки и её отца, только что выпушенного из тюрьмы, главаря одной из банд, решившего завязать, открыть пиццерию, наладить жизнь.

Об «Усмирённом» пишут: «лёгкий вариант “Крёстного отца”», — наверное, чтобы привлечь внимание. Сам режиссёр говорит: «Мы не хотели рассказывать о торговле наркотиками, полиции или насилии. Мы сняли ленту о людях, которые пытаются жить нормальной жизнью». «Пытаются» здесь, пожалуй, ключевое слово.

«Усмирённый» — бразильско-американского производства, за американскую часть отвечает — как один из продюсеров — Даррен Аронофски, прилетавший на фестиваль на премьеру фильма. Реабилитироваться, добавим, перед всем кинематографическим миром за своё «мама!» (2017), заслуженно номинировавшееся на три «Золотых малины», в том числе худшережиссёровскую. А вот следующие триумфаторы — три баскских режиссёра (то есть свои, Сан-Себастьян — столица одной из провинций в Стране Басков) Айтор Эррехи, Хон Гараньо и Хосе Мария Гоэнага — на фестивале и вообще в мире кино не новички. Два года назад их «Гигант» выиграл на Сан-Себастьянском спецприз жюри, а ещё до этого, в 2014-м, их «Цветы» тоже боролись за «Золотую раковину».

«Гигант» был о гражданской войне, о солдате, вернувшемся с неё, об Испании, опустошённой войной. Метафора болезни в этом фильме — страны и людей — гигантизм, от которого младший брат героя вырос до двух с половиной метров и теперь развлекает на представлениях публику. Для нынешнего фильма — «Бесконечной траншеи», получившего кроме режиссёрской «Серебряной раковины» ещё сценаристский приз, премию ФИ-ПРЕССИ и премию ассоциации «Feroz», — нашли другую заглавную метафору. В 1936-м, с началом гражданской, молодожёны прячутся в подвале своего дома — на тридцать три года, не зная, что война уже давно закончилась. Нет, фильм не комедийный и не трагикомедия, о нём пишут: «Очень неуютное, мрачное, буквально удушливое кино; метафорическое, при этом вызывающее приступы откровенной клаустрофобии», «Это ощущение жизни в застенках передано так, что чувствуешь его почти физически».

Андреей Ченко

Так же на KharkovInform: