Украинское кино — 2012


Дата публикации: 28 Декабрь 2012
Укр. кино 2012

«Україно, гудбай. Альманах»
Поколение молодых украинских режиссеров, получившее звание «поколения украинских злых», продолжает называть вещи своими именами. Киноальманах «Україно, гудбай», состоящий из шести короткометражек («Побачення», «Борода», «Пиріг», «Янгол смерті», «Як козаки у космос полетіли», «Ядерні відходи») задает несколько прямых и принципиальных вопросов: «Сколько стоит любовь в Украине? Что такое одиночество телефонных разговоров? Что такое муж-итальянец, двое детей и старик-отец на родине? Почему нужно отказываться от пирога в присутствии «старших»? Какими поступками преодолеваются разговоры о несовершенстве мироустройства? До чего иногда можно додуматься, если захотеть новый холодильник? Есть ли жизнь в жизни, расписанной по минутам?» Перед просмотром стоит предупредить: ответы даются очень нелегко.

«Чемпионы из подворотни» (реж. Ахтем Сейтаблаев)
«Золотой Дюк» Национального конкурса Одесского международного кинофестиваля достался истории из жизни — картине «Чемпионы из подворотни». Четыре года назад на Всемирном чемпионате по уличному футболу среди бездомных украинская сборная одержала победу — бывают и такие чемпионаты, такие победы и такой дух победителей, за мячом бегущих в детских бутсах. Можно догадаться, что командная игра украинских детей, каждый из которых может рассказать о себе то, что среднестатистическому украинцу не снится даже во сне, — задача сложная, но, как видим, достижимая. Когда в финале поединка украинский флаг поднимается на победную высоту «эти ребята не в силах сдержать слезы радости уже не только за себя, но и за свою страну». И не важно, что страна чаще плохо и не до конца знает «своих героев».

«Вечное возвращение» (реж. Кира Муратова)
Картину Киры Муратовой, принявшую участие в конкурсе Римского кинофестиваля, международная критика называет «изысканным, гениальным, изумительным фильмом, который размышляет о жизни, искусстве и о бессмертии того и другого». Говоря о «Вечном возвращении», критика вспоминает Офюльса и Фасбиндера, а также называет картину, выстроенную в форме кинопроб, «гипнотической воронкой, из которой невозможно вырваться». «Если Франсуа Трюффо в “Американской ночи” сообщил нам в простой форме, что означает на самом деле снять фильм, и если Элиа Казан в “Последнем магнате” объяснил нам, как снимается кино, которое могло бы привлечь внимание общественности, то “Вечное возвращение” Киры Муратовой преподносит искреннюю и интеллектуальную дань уважения миру актеров и искусству актерской игры».

«Істальгія» (реж. Дарья Онищенко)
Украино-немецкая картина «Істальгія» с Алексеем Горбуновым и Карлом Марковичем в главных ролях — это три истории любви в трех европейских городах. Фильм, представленный в полнометражном конкурсе Киевского международного кинофестиваля «Молодость», Дарья Онищенко, гражданка Германии, снимала в Украине, Германии и Сербии. Киев, Берлин, Белград — между этими городами не только сотни километров расстояний, но и слишком тесно сплетенные кружева человеческих судеб. «Главные герои картины — живущие в Германии эмигрантка из Украины и бывший сербский боксер. Их объединяет славянская культура и собственные дети, все еще живущие в Украине и Сербии». На вопрос о том, какая идея вложена в фильм, кроме темы эмиграции, лежащей на поверхности, режиссер отвечает: «Мне хотелось показать другую сторону этого явления — почему молодежь все же хочет остаться на родине».

Текст: Татьяна Донец

Так же на KharkovInform: