Три билборда на границе Эббинга, Миссури


Дата публикации: 19 марта 2018

Фильм Макдонаха получил два главных приза BAFTA — британского «Оскара». Теперь дело за «Оскаром» американским.

BAFTA, как вы знаете, во многом определяет победителей «Оскара», он сильно сориентирован на ее решения.

О «Трех билбордах» мы вскользь рассказали еще в прошлогоднем октябрьском номере «ХЧГК» — в связи с получением ими «льва» за лучший сценарий на Венецианском, — и теперь пора сфокусироваться на них подробнее и разобраться, в чем секрет их триумфа; но перед этим, кратко, о славном пути, проделанном «Билбордами» за эти полгода.

А шествие их по фестивалям и премиям действительно победоносное: гран-при в Торонто, зрительских симпатий — в Сан-Себастьяне, четыре «золотых глобуса», включая за лучший драматический фильм, три премии Гильдии киноактеров, три «спутника», включая главный, и огромное количество призов от фестивалей и премий рангом помельче, типа Лидса, Денвера, Детройта, Бостона, Лас-Вегаса и т. д. и т. п. На BAFTA, к слову, «Билборды» тоже взяли пять призов: «лучший фильм», «лучший британский фильм», «лучшая женская роль» (Фрэнсис Макдорманд), «лучшая мужская роль второго плана» (Сэм Рокуэлл), «лучший оригинальный сценарий» (сам Макдонах). Если вы любите определения вроде «самый удостоенный», «самый нашумевший фильм года», то вот он, ждите выхода на наши экраны, а пока подготовьтесь.

Нет, я не имею в виду, что обязательно нужно пересмотреть два предыдущих фильма Макдонаха: «Залечь на дно в Брюгге» (2008) и «Семь психопатов» (2012), — они другие, вернее, «Три билборда» другие, ироничные, глубинно ироничные, как все у Макдонаха, — да, но в них, «Билбордах», нет меланхолии, такой рождественской, окутанной сказкой, и при этом экзистенциальной — что бы это ни значило — меланхолии, как в «Залечь на дно», и откровенного, посттарантиновского такого, стеба (увы, без трагедийности, что делает этот фильм слишком легковесным, и это самая слабая картина Макдонаха), как в «Психопатах».

«Три билборда» — хорошая драма, по своей сути, и им это очень идет. Любая другая интонация, превысь, скажем, Макдонах градус живой человеческой боли в фильме или упрячь побольше всего в подтекст, дала бы серьезный крен сюжету. А так он умен и не умничает одновременно, не растянут в паузах, но и не пестрит в деталях и не торопит сам себя, по-хорошему дидактичен и выражает самые главные мысли легко, без напряга, не тыча зрителя в них носом. В общем, не грузит и даже веселит там и сям (уже разошелся на цитаты), глубок и заставляет задуматься. И еще — открытый финал: что будет дальше, какое решение примут герои, как поступят, убьют — не убьют?

Нет, этого я вам не расскажу, как и то, кто они, герои, к финалу фильма. «Три билборда» замечательно интригуют, настраиваешься на одно, кажется, дальше пойдет по привычной схеме: наши-ваши, добро-зло, друзья-враги, — ан нет, с перерождением вас! «Перерождение» — это, пожалуй, ключевое слово в идеях и сюжете фильма, и это все, что я вам дам перед его просмотром.

Что же касается «Оскара», то там бороться «Билборды» будут с «Формой воды» Гильермо дель Торо, что опять же, как повелось с Венецианского, так и везде с того времени, на всех премиях и фестивалях, то один побеждает, то другой (на BAFTA «Форма воды» выиграла «лучшую режиссуру», «лучшую музыку» и «лучшую работу художника-постановщика»). Вам придется посмотреть и «Форму воды» тоже, чтобы определить для себя лучший фильм года.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: