The House that Jack Built


Дата публикации: 30 ноября 2018

«Дом, который построил Джек» («The House that Jack Built») 2018;

Дания, Швеция, Франция, Германия;

драма, психологический триллер, слэшер

Режиссёр: Ларс фон Триер

В ролях: Мэтт Диллон, Райли Кио, Ума Турман, Бруно Ганц, Эдвард Спелирс и др.

Ну вы уже, наверное, в курсе, что во время каннской премьеры этот фильм вызвал фурор, сто или больше человек покинули зал во время показа, зато оставшиеся устроили ему после просмотра стоячую овацию. Собственно, Канны знали, на что идут, и предупреждали в программке, что некоторые сцены фильма покажутся зрителю невыносимо жестокими, да и зритель должен был знать, на что он идёт и кто такой фон Триер. Поэтому теперь, когда 6 декабря фильм выходит в наш прокат, если вы вдруг не смотрели «Рассекая волны» (1996), «Танцующую в темноте» (2000) или «Догвилль» (2003), подготовьтесь, посмотрите.

Впрочем, прямое отношение к «Дому, который построил Джек» имеют не они, а его предыдущий фильм «Нимфоманка» (2013), фон Триер мыслит эпохально, большими вопросами, крупными формами, фильмы его складываются в трилогии: трилогия «Европа» («Элемент преступления» [1984], «Эпидемия» [1987] и «Европа» [1991]), трилогия «Золотое сердце» («Рассекая волны», «Идиоты» [1998], «Танцующая в темноте»), незавершённая трилогия «США — страна возможностей» («Догвилль», «Мандерлей» [2005] и заброшенный сценарий заключительной части «Вашингтон»). Будут ли «Нимфоманка» и «Джек» дилогией или трилогией о маньяках (и там и там они как бы дают интервью — исповедуются, рассказывают о себе постороннему человеку, формулируют своё кредо, выслушивают критику, спорят с ней и т. д.), покажет время, а сам фон Триер говорит, что работа над «Джеком» вымотала, выжала его без остатка, выжгла всё в нём: «Я отвратительно в этом не виноват, кроме меня. Я наполнился тревожностью и алкоголем. Потому больше и не могу снимать полный метр — по крайней мере пока», — и теперь в его планах разве что серия десяти короткометражек под названием «Этюды».

О том, что Джек — маньяк-убийца, не пойманный, но и не попадающий в поле зрения полиции, маньяк-художник, маньяк-творец, создающий из трупов и их частей произведение искусства, идеальный убийца, бесстрастный, не имеющий предпочтений при выборе жертвы и не испытывающий к ним никакого сексуального влечения (фон Триер говорит: «На протяжении многих лет я делал фильмы о хороших женщинах, сейчас я сделал фильм о мужчине-дьяволе») — сделал со своим создателем за время съёмок фильма, написали репортёры, назвав «Дом, который построил Джек» «возможно, последней работой режиссёра»: «Семь лет назад ‹…› Ларс фон Триер уехал с Каннского фестиваля (там состоялась премьера его “Меланхолии” — А. К.) бодрым мужчиной в самом расцвете сил. Теперь на лестницу Дворца фестивалей он может взобраться только с посторонней помощью. Анфан террибль превратился в ветхого старца, и его новый фильм кажется творческим завещанием, финальной исповедью художника ‹…›» (Мария Кувшинова). «Дом, который построил Джек» и сам словно подталкивает к этой мысли, фон Триер включил в него нарезку из собственных фильмов, кто-то из критиков даже сказал о «Джеке»: «автобиография».

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: