Татьяна Трофименко


Дата публикации: 7 декабря 2020

 

Книжный локдаун, беспоколенческое десятилетие, хороший массолит, скорые лауреаты  «Книги  года  ВВС» и Нобелевская

Известная  украинская  критикесса.  Литературовед, культуртрегер, кандидат филологических наук, эксперт в актуальном литпроцессе, модератор многочисленных литературных мероприятий, лектор курса писательского мастерства. Автор книги «#Окололітературне. Усе, що ви хотіли знати про сучасну українську літературу» (Х.: Vivat, 2019). Живёт в Харькове.

Как изменил 2020-й украинскую литературу? В какую сторону, какие тенденции?

Не могу сказать, чтобы 2020-й существенно изменил украинскую литературу. В занятых писателями нишах всё стабильно: лидирует «большая» историческая проза (в основном в форме семейных саг), детективы и «социалка», «тёмный» кластер (триллеры, хоррор, футурология), «фронтовая» проза и много разной эссеистики. Возможно, чьи-то книги не попали в печать, т. к. локдаун ударил по книжному бизнесу. Например, писатель Владислав Ивченко, не рассчитывая на быстрое улучшение, принялся рассылать свои новые тексты читателям за определённую плату — не исключено, в этом формате придётся работать и остальным авторам. Вместе с тем появились новые издательства, например, «Віхола» и «Лабораторія» — они работают с нонфикшн, к которому в последнее время наблюдаем стабильный интерес. Сама тема пандемии в литературе еще не осмыслена, хотя я думаю, что она в ближайшее время проявится в разных жанрах.

Десятилетие закончилось, пришло ли в литературу новое поколение десятников? А если да, какое оно?

С делением литературы на «десятников» мы очень долго боролись, и к счастью, этот подход отмер сам по себе как нежизнеспособный. «Восьмидесятники» и «девяностники» ещё могли называться поколением, поскольку действительно придерживались схожих взглядов на искусство и объединялись вокруг более-менее чётко артикулированной цели: деконструировать украинскую советскую литературу и дать начало «сучукрлиту». Уже   в случае «двухтысячников» это было притянуто за уши, тем более сейчас, когда единых идеологических и эстетических позиций нет ни в обществе в целом, ни среди людей искусства. Сейчас конкретный автор или авторка приходят в литературу с индивидуальным представлением о том, что и как хотят писать, выстраивают собственную пиар-стратегию и работают на себя.

Вы правдоруб и борец с массолитом — есть ли у Вас победы на этом фронте?

Моя борьба с массолитом — некоторое преувеличение, поскольку я обеими руками за хорошую массовую литературу, которой должно быть много. Однако тут ключевое слово «хорошая», а пока у нас под массовой литературой понимают что-то невероятно скучное, предсказуемое и пошлое, выдавая это за «доступный простому читателю» уровень. И это проблема, о которой я пытаюсь говорить. Кстати, вы встречали много украинских писателей, кроме Андрея Кокотюхи, которые согласились бы с тем, что их называют «массовыми»? Писать «для народа» продолжает оставаться непрестижным, но на самом деле то, что относят к «высокой полке», довольно часто не представляет ничего замечательного в художественном плане. И об этом тоже нужно говорить. Поэтому главной своей победой я считаю ситуацию, когда, прочитав мой обзор или рецензию, кто-то из читателей или коллег скажет «надо же, все так хвалят, а мне тоже не понравилось!» Так формируется критическое поле, в котором сложнее навязать всем одинаковые стереотипы.

Ваши прогнозы на финал «Книги года ВВС»?

Подозреваю, что «Книга года ВВС» 2020 достанется роману Софии Андрухович «Амадока», хотя конкурировать с ним будет роман Марии Матиос «Букова земля». Оба произведения идеологически выверены и рассказывают о трагической истории украинцев; они отвечают общеевропейскому тренду обращения к исторической памяти; сильны стилистически, хотя слишком большие по объёму и хромают в плане композиции. Почему не Матиос? Её роман более узкий локально — она рассказывает о судьбах людей Буковины, в то время как география романа Андрухович шире, как и круг поднятых проблем. В эссеистике, думаю, победит Олег Сенцов — в первую очередь благодаря героической биографии, а не эстетическим качествам текстов.

Кто будет первым украинским Нобелевским лауреатом по литературе?

Любимый вопрос, на который никто не может дать ответ, поскольку мы понятия не имеем, кого из украинских авторов вообще подают на эту премию. Если оценивать количество переводов и известность в западном мире, то главными претендентами следует назвать Сергея Жадана и Оксану Забужко. Если же говорить о том, что комитет по литературе явно напуган прошлогодним скандалом вокруг Петера Хандке (победа поэтессы Луизы Глик с аполитичными текстами в 2020-м это подтверждает), возможно, остросоциальные и идеологические произведения не будут в числе приоритетных. Тогда Жадану и Забужко придётся подождать некоторое время.

Интервьюировал Андрей Краснящих

Так же на KharkovInform: