Сын Саула


Дата публикации: 12 Октябрь 2016
kinopoisk.ru

«Сын Саула» («Saul fia»)

2015; Венгрия; драма

Режиссёр: Ласло Немеш

В ролях: Геза Рёриг, Левенте Молнар, Урс Рехн, Тодд Шармон, Шандор Жотер и др.

 

Ну, вы уже в курсе, что этот фильм сначала, в прошлом году, взял гран-при Каннского, потом «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке и в той же номинации — «Оскар»; а в промежутках всякие другие призы.

 

Знаете, наверно (все знают), что для его режиссёра это дебют, а до того он снимал лишь короткометражки, и что в главной роли снялся не профессиональный актёр, а живущий в Нью-Йорке поэт родом из Венгрии.

 

Вероятно, слышали или читали также, что у фильма — до того, как он стал мировой сенсацией и был объявлен лучшим фильмом о Холокосте и концлагерях — была сложная судьба и предыстория, что Немеш десять лет его готовил: собирал материалы, изучал документы, читал дневники узников Освенцима, несколько лет не мог найти источник финансирования, ему все отказывали, и даже потом, когда фильм был уже снят, ему отказали в участии в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля.

 

И вот теперь, когда «Сын Саула» выходит на наши экраны, теперь, когда вы его сами посмотрите, поймёте, из-за чего и ради чего были все мытарства и почему этот фильм тому, кто хоть мало-мальски интересуется искусством кино, ни в коем случае нельзя пропустить. А я вам приоткрою карты.

 

Дурной пафос морализирования или не менее дурной псевдодокументализм — вот что ждёт любого, кто снимает кино о Холокосте, ну, такова эта тема, она вызывает в том, кто за неё берётся, сильные человеческие чувства, далёкие от задач киноискусства, — которые необходимо выплеснуть или заглушить до предела. Есть такие темы, за какие способны взяться лишь единицы, а большинство опошляют, превращают в кич, безвкусицу. Эти единицы ищут новый — честный — способ сказать, о чём сказано уже тысячу раз, другой стиль, другие языковые средства, — назовите таких формалистами, ибо содержание в их произведениях доходит уже потом, через форму.

 

Так и «Сын Саула» — если пересказывать его содержание, получится глупость: Освенцим, зондеркоманды, газовые камеры, крематорий, а пепел — в Вислу, один из зондеркоманды узнаёт, или ему кажется, в мёртвом мальчике своего сына и пытается выкрасть тело, чтобы похоронить его по иудейскому обряду, а для этого ещё нужно найти раввина. Глупость — потому что фильм совершенно не то и не об этом.

 

Бешеный ритм, передающий безостановочное движение хорошо налаженного механизма — смерти; в фокусе только лицо или затылок главного героя, да тех, с кем он сейчас лицом к лицу, всё остальное — в расфокусе, расплывчатым фоном, тени, — как вы думаете, почему? И ещё одна подсказка: приглушённые тона, с преобладанием коричневых оттенков, как бы вытесняющие всё яркое, индивидуальное, вообще вытеснение, как пишет кто-то из критиков, — ключевое понятие для смысла этой кинокартины, произведения искусства.
Текст: Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: