«Сувенир. Часть 1»


Дата публикации: 4 марта 2019

«Оскар» «Оскаром», но поговорим об искусстве. А на «Сандэнсе» победили «Милосердие» и первая часть «Сувенира».

«Милосердие» афроамериканца Чиноная Чикву взяло гран-при в программе американских драматических фильмов, и гран-при в конкурсе драматических иностранных — у «Сувенира. Часть 1» Джоанны Хогг. О «Милосердии» пока скажем лишь то, что написано в анонсе: «Надзирательница в тюрьме строгого режима сталкивается с гораздо более сложной дилеммой, чем трудности в отношениях с мужем, когда между ней и заключённым, ожидающим смертной казни, возникает сильная эмоциональная связь», анонс же «Сувенира», рассказывающий чуть ли не о том же — о студентке киношколы, начинающей режиссёрке, что встречает на вечеринке загадочного молодого человека, в которого фатально влюбится, и эта любовь рассорит её с матерью, учёбой и самой собой, — наоборот, приводить не станем, ибо если фильм Хогг именно об этом, то и бог с ним.

Но фильм Хогг отнюдь не об этом, он обо многом: о Лондоне восьмидесятых, портрете художника в юности, когда он ещё не создал ни одного шедевра, но будьте уверены, создаст (а «Сувенир», как сама Хогг признаётся, её автопортрет), о том, что отсутствие жизненного опыта, чтобы вложить в своё произведение, компенсируется глубиной переживаний и внутреннего мира; а то, что в анонсе, — для коммерческой привлекательности. Впрочем, фильм Хогг, пишут все (действительно все: «The Hollywood Reporter», «The Telegraph» и т. д. и т. д., даже злой Питер Брэдшоу в «The Guardian») настолько искренний и душевный, что и так завоюет широкого зрителя, который пойдёт на мелодраму (или «драматический детектив»), а получит гораздо большее.

Автопортрет — но в том-то всё и дело, что Хогг удалось совместить в «Сувенире» как бы два взгляда, две интонации: свой сегодняшний, взгляд в прошлое, воспоминательный, и тот, когда ей было, как героине, двадцать четыре, со свежими впечатлениями и открытиями каждый день, — не ретро, не мемуары, не байопик, а вот такая бинокулярность, что ли, придающая фильму, в котором настоящее осмысляется из будущего, перспективу и объём. Любопытно, кстати, посмотреть артхаусный «Сувенир» вместе с «оскаровским» «Римом» Куарона, тоже автопортретом, но не юности, а чуть раньше — начала 1970-х [Хогг родилась в 1960-м, Куарон её всего на год младше], однако фон тот же: массовые беспорядки, там ИРА и взрывы, здесь расстрел студенческой демонстрации, — и сравнить; очень интересно, в чью пользу будет сравнение.

А вот что касается того «загадочного молодого человека», тоже из привилегированных, как и Джули, героиня, слоёв и тоже из мира искусства (он выпускник искусствоведческого факультета), — выдающего себя за сотрудника министерства иностранных дел, — то тут уже сравнивайте хогговский артхаус с «пятьюдесятью оттенками того-сего», чтобы понять, что такое настоящее искусство и «эксплуатационное кино».

Ну и, как вы догадались из названия, ждём «Сувенир. Часть 2».

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: