Странствующая девочка


Дата публикации: 6 февраля 2019

Вот не ждал, что таллиннские «Тёмные ночи» станут эдаким продолжением Сан-Себастьянского и Мар-дель-платского. Я имею в виду победителя-гран-призёра.

Канада, Албания, Шри-Ланка, Арабские Эмираты, Венгрия, Индия, Иран, Австралия, Греция, Португалия, Египет, Финляндия, Румыния, Коста-Рика, Германия, Дания, Польша, Южная Корея — девятнадцать фильмов участвовало в международном конкурсе, в основном это были мировые или европейские премьеры, — а победил всех трогательный роуд-муви колумбийца Рубена Мендозы (род. 1980) «Странствующая девочка», причём Мендоза не то чтобы известен, ну, документалист, снимающий и игровое кино (это — четвёртое), ну, временами мелькает на фестивалях, но до этого ничего нигде существенного не завоевал. Значит, кино и вправду хорошее, лучше всех.

«Странствующая девочка» — о двенадцатилетней Áнжеле, впервые встречающей своих сводных сестёр, трёх, у всех матери разные, а отец общий — «charismatic waster», как характеризует его аннотация фильма на сайте Таллиннского, или просто лавелас, как пишет кто-то в рецензии. Но дело не в нём, сёстры как раз знакомятся на его похоронах, у Анжелы, самой младшей из сестёр и единственной жившей с ним, нет матери, и чтобы теперь Анжела не попала в детский дом, сёстрам нужно отвезти её к тёте в глухое селение на другом краю страны. И начинается роуд-муви, который, как мы знаем, всегда включает испытания, роуд-муви — это одиссея, дающая возможность героям не только увидеть чужую жизнь и сравнить со своей, но и раскрыться самому, понять себя, а если молод и незрел — повзрослеть. За что мы и любим этот жанр, где жизнь как дорога, а дорога как жизнь. Ну и ландшафт, конечно, краевиды, красивые виды. Главное, чтоб всё это сочеталось и выражало больше, чем встретились-поговорили. (Кстати, в минутном тизере фильма девочка, должно быть, Анжела, едет по железнодорожной колее на велосипеде и въезжает в туннель, и выезжает из него, — недаром же именно туннель в тизере.)

О том, что да, сочетается и говорит больше, чем показывает, — вернее, замалчивает как следует,— в комментарии жюри, что фильм Мендозы «‹…› очень интимный, пронзительный и тонкий ‹…›» и что ему «‹…› удаётся раскрыть внутренние миры четырёх сестёр и их взаимоотношения, и в то же время изучать социальные проблемы современного южноамериканского общества в целом — с освежающей честностью, катарсисом и оригинальностью». И председатель жюри итальянский режиссёр Андреа Паллаоро — о том же: «Этот фильм не только тронул нас до глубины души, но и дал возможность взглянуть изнутри на колумбийское общество».

«Душевный», «многослойный», «содержательный», «очень деликатный» и «погружающий в мир женственности» — ещё пишут о фильме.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: