Смерть Сталина


Дата публикации: 10 февраля 2018

Как Гэри Олдмен преобразился в Черчилля в «Темных временах», так Стив Бушеми в «Смерти Сталина» — в Хрущева.

Да собственно, весь актерский ансамбль сыграл великолепно: Молотова, Маленкова, Берию, Булганина, Микояна, Жукова, детей Сталина Светлану и Василия, каждый харáктерный, каждый интриган, кто больше, кто меньше боится и ненавидит остальных, и все, кроме Светланы, рвутся к власти или оказаться к ней поближе. Потому что сам Сталин сыграл в ящик, и все эти пауки, которых он держал хоть и в одной банке, но раздельно, теперь вылезли из своих темных углов, и началось.

Всех победит (я не говорю — переиграет) известно кто — Стив Бушеми, но дело не в этом. «Смерть Сталина» — это не историческая драма, вообще не драма, это, как написано на плакате, эксцентричная тоталитарная комедия, т.е. про тоталитаризм без центра, каким был для всех Сталин, и комедия без границ — ad absurdum и дальше за пределы, в реальную советскую жизнь эпохи сталинизма, что была круче любого абсурда.

И страшнее хоррора, что тоже в фильме показано, но фоном, как нужно, жанр другой.

Британско-французский фильм «Смерть Сталина» исторически достоверный, но документальная основа у него иная — французский комикс, кстати, говорят, довольно скучный и никакой, — а вот с режиссером повезло: британец Армандо Ианнуччи, что снимал комедийные сериалы и о британских пауках в коридорах власти («Гуща событий»), и об американских («Вице-президент», премия «Эмми» в 2015-м, премия «Эмми» в 2016-м и в 2017-м году тоже), и о совместных, общих (полнометражный «В петле», спин-офф «Гущи событий»).

На Торонтовском (снова фильм оттуда, да), где состоялась премьера «Смерти Сталина», после пресс-показа зал аплодировал, а такое случается нечасто, — и смерти Сталина, и Стиву Бушеми с остальными, и Армандо Ианнуччи. Сейчас, когда фильм выходит в украинский прокат, — наша очередь.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: