Сказочная Эстония, заколдованная Россия


Дата публикации: 4 декабря 2017

В этом году на Международном Рижском кинофестивале однозначно победила Эстония.

В международном конкурсе (а это конкурс фильмов стран Балтийского региона и Скандинавии) участвовало десять кинолент: норвежский «Вид из окна» (особое упоминание международного жюри), своя латышская «Сказка о пустом пространстве» (особое упоминание молодёжного жюри), литовское «Платье для рая», российские «Дачники», польское «Сердце любви», финский «Самурай Рауни», датская «Любящая Пия», датско-шведская «Лида», немецко-итальянская «Самокритика буржуазного пса» и — абсолютный победитель, взявший, кроме гран-при «Рижского петушка», приз молодёжного жюри и приз зрительских симпатий — эстонско-нидерландско-польский «Ноябрь»

«Ноябрь» — экранизация романа самого читаемого из современных эстонских писателей, лауреата множества национальных литпремий Андруса Кивиряхка (род. 1970) «Гуменщик, или Ноябрь», вышедшего в 2000-м и переведённого на русский, финский, латышский и норвежский. Снял «Ноябрь» эстонский режиссёр Райнер Сарнет (род. 1969), экранизировавший «Идиота» (2011) и эстонского драматурга Эдварда Вильде — «Неуловимое чудо» (2006), — а начинавший с кинонечисти: телевизионные «Оборотни и другая нежить» (1998) и «Проклятие оборотня» (2005).

«Гуменщик» — по мотивам эстонских народных сказок и преданий (Кивиряхк вообще считается детским писателем, детско-юмористическим: «Весна и какашка» — лучший детский писатель года [2010], ещё он драматург, его пьесы ставит Эстонский драматический театр), и в «Ноябре» тоже много нечисти: ведьмы, те же оборотни, домовые и более странные, специфически эстонские сказочные существа. Но самые странные, может, это люди, живущие вдали от и вне цивилизации — в глухой языческой эстонской деревушке. Впрочем, это хороший фон для главной сказочной (и не такой уж детской) сюжетной линии фильма — любовной: крестьянка Лийна влюблена в Ханса, а тот — в прекрасную барышню из поместья; к тому же отец Лийны хочет выдать её за другого. Ведьмы, оборотни и Старый Нечистый, понятно, сыграют свою роль в этом любовном четырёхугольнике, кому-то помогут, а кого-то и…

«Ноябрь» — необычный фильм, не потому что чёрно-белый, кого сейчас таким удивишь (но ему это сильно идёт), а своей именно что сказочно-языческой своеобразной атмосферой, когда и жутковато и весело, временами отчаянно весело и жутко, — и всё очень поэтично; в общем, завораживает, как настоящее колдовство. Наколдовал Сарнет, одним словом.

И — продолжая тему колдовства: Рижский кинофестиваль славен и своими «круглыми столами» — политического характера и разбирающими проблемы взаимоотношения с заколдованным соседом. Вот и в этом году — «круглый стол» «Пропаганда. Инструменты и задачи» (насчёт обработки русскоязычных Прибалтики) модерировала российская поэтесса и корреспондент «Радио “Свобода”» Елена Фанайлова, а «Российское кино и кино о России. В чём отличия» — замглавреда российского журнала «Искусство кино» Зара Абдуллаева, — люди, не поддавшиеся колдовству.

Андрей Ченко

Онлайн-версию журнала «Что? Где? Когда?» читайте по ссылке
https://issuu.com/whatwherewhen/docs/12_223_2017________________________

Так же на KharkovInform: