Русские грузины Леонида Парфенова


Дата публикации: 4 мая 2020

 

 

Визионер постсоветского телевидения, эксцентричный «певец» прошлого своего отечества, Леонид Парфенов в начале нынешнего года отметил 60-летие, представив новую документальную картину «Русские грузины. Фильм первый. По 1939-й». Из названия ясно, что это первая из двух частей, повествующих об исторической судьбе русско-грузинских связей. Гедонист и сибарит, при этом в подлинном смысле демократ, Парфенов и сам вошел в историю фильмами, повлиявшими на восприятие многих общих страниц истории миллионами телезрителей. Репутация нарабатывалась годами: нестандартные телефильмы о Брежневе и Горбачеве, Набокове и Солженицыне, Ефремове и Гурченко, Жванецком и Хазанове сменялись монументальными полотнами о Пушкине, Гоголе, Московском музее изящных искусств. Часть картин посвящены истории медиа: «С твердым знаком на конце», «Зворыкин-Муромец», «Цвет нации». И почти все пронизывает дух культуры повседневности, звучащий в цикле «Намедни. Наша эра», в лентах «300 лет Новому году», «Красный день календаря». Однако новый фильм, как и предшествовавшая ему трилогия «Русские евреи» (2016-17), пришел к зрителю по-другому — в виде специальных показов с участием автора и последующим выкладыванием фильма в открытый доступ на YouTube-канале Parfenon. Съемки, спонсируемые национальным бизнесом, начались осенью 2018 г.; в апреле нынешнего года состоялась премьера «Русских грузин» во всемирной паутине.
Русские грузины, как и русские евреи, русские немцы, давно волнуют Парфенова. Одержимый серьезной идеей показать историю России как космополитической нации, где, по аналогии с США, складывались успешные карьеры вне зависимости от происхождения, он касается этой темы в телесериале «Российская империя» (2000- 03). Но интеграция каждого народа в отдельности имела свою специфику. Если в «Русских евреях» в фокусе оказывалось активное вливание, растворение евреев в русской жизни, нередко оборачивающееся разрывом с корнями, верой, утратой языка. То «Русские грузины» исследуют во многом противоположный процесс, который вполне определим как диалог культур. Рассказ строится неторопливо и деликатно, дорожа и любуясь каждой мелочью в истории взаимного интереса русских и грузин. Навстречу Багратиону и Орджоникидзе, Пиросмани и Баланчину движутся Грибоедов, Пушкин, Лермонтов. От грузинского квартала «Белокаменной» до времен Сталина и Берии проходит чреда имен, охватывающая все слои тогдашнего общества. Парфенов симпатизирует своим героям, с удивительной теплотой вспоминая прочно забытые имена (например, социал-демократа Чхеидзе), раскрывая частные судьбы, складывающиеся в коллективный опыт, образуя изумительную панораму, способную удерживать внимание в течение 115 минут. Всему виной мало кому доступное умение постоянно находить оригинальный способ говорить о, казалось бы, хорошо известных вещах.
Первая часть «Русских грузин» завершается предвоенным апогеем СССР. Любопытно, что отражая те же периоды в «Русских евреях», Парфенов обострял смену эпох, показывая принесенную революцией новую культуру. Сейчас же он этого не делает, задавая ситуацию непрерывного течения времени, где, если задуматься, для грузин в российских пределах особых перемен и не произошло: попытка независимости следом за 1917 г. вскоре обернулась крахом. При этом многовековое сосуществование русских и грузин отнюдь не выглядит обособленным. Сложные вещи, донесенные в популярной форме видеофильма, становятся доступней.
Автор остается верен себе, находя место в картине для своих увлечений. Так, явными слабостями Парфенова являются авангардные живопись и театр, «старые песни о главном» и, конечно, вино. Стиль повествования, поездки и «проходки» — узнаваемы, а визуальные эффекты, идя в ногу со временем, неожиданно парадоксальны. Национальный колорит фильму придает участие хора «Швидкаца», «а капелла» распевающего фольклор, русский романс «Не пой, красавица, при мне…», советский шлягер «Миллион алых роз». Музыка формирует конечный образ картины не меньше чем ее визуальный ряд. В финале звучит «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин» — мелодия, служившая гимном РФ в Ельцинский период.
Викентий Пухарев
www.youtube.com/watch?v=1tyrxFfQT5k

Так же на KharkovInform: