Рассказ служанки и остальной феминизм


Дата публикации: 10 февраля 2018

«Золотой глобус» сказал: лучший сериал-драма — «Рассказ служанки», лучший мини-сериал — «Большая маленькая ложь», лучший драматический фильм года — «Три билборда на границе Эббинга, Миссури»

И теперь совершенно отчетливо ясно, кто получит «Оскара». Впрочем, интрига (как и в прошлом году с «Ла-Ла-Лендом» и «Лунным светом») остается: «Три билборда» или все-таки «Форма воды» Гильермо дель Торо, взявшая на «Глобусе» «лучшую режиссуру» и «музыку», две из семи своих номинаций (в то время как «Три билборда» были заявлены в шести категориях и взяли, кроме самой главной, еще «лучшую актрису в драме» — Фрэнсис Макдорманд, «лучшего актера второго плана» — Сэм Рокуэлл, и за сценарий дали самому Макдонаху).

Еще на Торонтовском кто-то заметил: «Женщины идут впереди» может быть слоганом фестиваля. Судя по «Золотому глобусу» не только Торонтовского. Макдорманд в «Трех билбордах» (взявших, напомню, в Торонто гран-при) дает как следует прокашляться мужикам, а «Большая маленькая ложь» вообще фильм о женской дружбе, которая побеждает женскую вражду и заставляет объединиться, когда речь идет о мужском домашнем насилии (о «Большой маленькой» мы писали в ноябрьском «ХЧГК» в связи с «Эмми», где она стала лучшим мини-сериалом).

Женщины не просто идут впереди, они побеждают мужчин и в «Леди Берд» («лучшая комедия или мю зикл», а сыгравшая в ней Сирша Ронан стала лучшей актрисой в своей категории), и в немецком «Из ниоткуда» («лучший фильм на иностранном языке»), и в «Удивительной миссис Майзел», «лучшем сериале — комедии или мюзикле», взявшем в этой категории еще и «лучшую актрису» (Рэйчел Броснахэн). Ну или как минимум мужики у них на поводке, как в «Я, Тоня» («лучшая актриса второго плана» — Эллисон Дженни).

Но самый феминистический, без оговорок, это триумфатор «Эмми» и вот теперь «Золотого глобуса» — «Рассказ служанки», где тема мужского насилия над женщиной становится предметом и сутью антиутопии. Новое тоталитарное общество — в США (впрочем, это уже не США, а Галаад — на их территории), где женщины утратили способность рожать, только одна из сотен, и эти последние фертильные отлавливаются, обучаются быть полезными «обществу» в своем качестве (функции, вернее) и отдаются в «служанки» (наложницы) высокопоставленным командорам, чьи жены бесплодны. Галаад, мало того что военное, это еще и теократическое государство, где под это новое рабство подведена религиозная основа, все как бы освящено историей Иакова, Рахили и ее служанки Валлы. Сериал снят по вышедшему в 1985-м роману канадской феминистки, из года в год номинантки на Нобелевскую Маргарет Этвуд, и пожалуй, 2017- й в кино — ее (а не Стивена Кинга, как вы, может быть, решили: его как экранизировали плохо, ну кроме Кубрика, конечно, так и экранизируют), учитывая мини-сериал по другому ее знаменитому роману «Она же Грейс» (1996). Это далеко не первые экранизации Этвуд, но безусловно — речь прежде всего о «Рассказе служанки» — самые удачные, по духу, смыслу и всему остальному, включая полное попадание в образ главной героини у Элизабет Мосс, награжденной «глобусом» как лучшая актриса в драматическом сериале (для нее, как и Этвуд, прошлый год особенно удачен: кроме ряда хороших фильмов, еще и второй сезон «Вершины озера» — тоже, надо сказать, сугубо феминистический и перекликающийся с «Рассказом служанки» темами суррогатного материнства и мужского тоталитаризма).

И наконец, чтобы ни у кого не оставалось сомнений, о чем этот «Золотой глобус», Опра Уинфри, которой вручили премию Сесиля Б. Де Милля за вклад в кинематограф, сама жертва изнасилования в детстве, выразила поддержку женщинам, которые в прошлом году, а это был бум, не побоялись открыто рассказать о сексуальных домогательствах мужчин.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: