Путешествие времени


Дата публикации: 21 Апрель 2017
voage_of_time_cover

Ох и прорвало же нашего «Сэлинджера от кино»: между «Днями жатвы» (1978) и «Тонкой красной линией», прославившими Малика, перерывчик был в двадцать лет. Потом интервал сократился до семи, и «Новый Свет» вышел в 2005-м, ещё шесть — и подряд «Древо жизни» и «К чуду»; теперь каждый год — как стахановец, как, прости господи, какой-нибудь Пелевин: «Рыцарь кубков» (2015), «Путешествие времени» и уже в этом году ожидается «Невесомость». Стал ли от этого «Сэлинджер» хуже, или просто другим? Одни говорят, нет, «сокровищница высокой духовности» не оскудевает, «виртуозная режиссура и глубокое содержание» фильмов всё те же, Малик вошёл в силу. Другие, конечно же, пишут о самоперепевах, претенциозной пафосности и даже китче. А Малик, собственно, как Сэлинджер, или опять же, Пелевин, живёт себе затворником, на публике не показывается, интервью не даёт, фестивали не посещает, в раскрутке своих фильмов не участвует и всех критиков посылает на. А зрители его любят и ненавидят — за то, что он делает с ними своими бессюжетными поэтическими философскими картинами. Вон «К чуду» на Венецианском прошёл «под громовой свист и улюлюканье зала», и что, думаете, тот же зритель не пошёл потом на «Рыцаря кубков» или не посмотрел «Путешествие времени»? То-то же.

 

К «Путешествию времени» Малик шёл, кажется, долго, может, и всю жизнь. Ещё после «Дней жатвы» «Парамаунт» предложили ему миллион долларов, чтобы он снял следующий фильм у них, и Малик вроде как согласился, написал сценарий, пролог — о происхождении жизни на Земле; потом пролог превратился в основной сюжет, и даже первые съёмки — ландшафтные, с разных мест Земли — были сделаны. Но затем Малик всё бросил и уехал в Париж к подруге, на много лет похерив и кино в себе и себя в кино. А когда вернулся, всё вернулось: в «Древе жизни» — что жутко раздраконило критиков, привело их в недоумение — история о взрослении мальчика, постижении им мира, перебивается вставками, иногда и десятиминутными, с видами природы и космоса.

 

И вот «Путешествие времени» — как написала корреспондент «КиноПоиска» Мария Кувшинова в репортаже с Венецианского, где этот фильм участвовал в основном конкурсе: «Режиссёр, уже в “Древе жизни” грешивший компьютерными динозаврами, на этот раз посвящает целую картину зарождению и эволюции нашего мира. Делятся клетки, таращат глаза акулы, морские гады выползают на берег, ревут ящеры, проносится метеорит, обезьяна впервые берёт в руки палку, чтобы извлечь из-под коры жука ‹…›». И там же она говорит, что, конечно, эта картина не документалка, как её представляют, — какая документалка за миллион лет до нашей эры? — но и не игровой фильм.

 

Да, это реконструкция, и да, фильм не только поэтично-философский, как всё у Малика, — а образовательный. Это прикладное искусство, которое может и должно использоваться в образовательных целях. Берите детей — и в кино.

 

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: