Пугало


Дата публикации: 2 ноября 2020

Этот якутский, на якутском языке, фильм взял гран- при «Кинотавра». А также призы за лучшую женскую роль и Гильдии киноведов и кинокритиков России.

В этом году «Кинотавр», и так из-за пандемии перенесённый с июня на осень, прошёл камерно: участников и гостей было втрое меньше, чем обычно, все светские мероприятия отменены, сотрудники прошли тест, на площадках были установлены бактерицидные лампы.

Из фильмов конкурсной программы априори привлекали внимание новые постановки фаворитов «Кинотавра» прошлых лет: «Конференция» Ивана И. Твердовского, о «Норд-Осте», полудокументальная-полухудожественная, с участием переживших теракт на Дубровке, эта лента получила приз имени Г. Горина за лучший сценарий, «Трое» Анны Меликян, награждённые за лучшую операторскую работу, и «Доктор Лиза» нашей землячки, живущей в Москве, Оксаны Карась.

Однако триумфатором и главным открытием фестиваля стало «Пугало», о котором председатель жюри Борис Хлебников сказал: «Здесь есть абсолютно выдающийся образ женщины: хоть она и очень пугает, при этом Пугало невероятно женственная. За всей этой старой рваной одеждой ты видишь очень любопытную женщину с большим чувством юмора. И я просто не понимаю, как сделан этот фильм, и по каким законам он работает. Он очень разный — местами смешной, местами страшный, но очень точный. Мы проголосовали за него единогласно, это был однозначный фаворит».

«Пугало» рассказывает о деревенской знахарке, юродивой, алкоголичке, которую всё село боится, её бьют и презирают, но если что случилось, кто-то ранен или тяжело заболел, обращаются к ней за помощью, ночью, тайком. Она забирает болезнь, а потом извергает из себя с частичкой жизненной энергии, и лечится водкой, но с каждым выздоровлением кого-то ей становится всё хуже и хуже. Целительство — её дар, но не то чтобы призвание, скорее искупление: за грехи прошлого.

Абсолютно незнакомое нам якутское кино уже лет десять вовсю фигурирует, и успешно, на мировых кинофестивалях (Берлин, Пусан), «Мой убийца» Костаса Марсана выдвигался Республикой Саха на «Золотой глобус» в категории «лучший фильм на иностранном языке», «Царь-птица» Эдуарда Новикова взяла приз «за высокую художественность» Монреальского и гран-при Московского фестивалей, и там же, и в Котбусе приз зрительских симпатий — «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой.

Как правило, якутское кино снимается местными энтузиастами, с совершенно небольшим бюджетом, с непрофессиональными актёрами. И на местном материале, включающем сказания, притчи, танцы, единоборства и шаманские ритуалы — камлания. Бюджет «Пугала» тоже всего полтора миллиона рублей. В восторге от этого фильма, десять минут признававшийся ему в любви на «Кинотавре» Владимир Хотиненко сказал, что будет «тыкать в него своих студентов, как утят»: если способен рассказать киноисторию и знаешь, о чём говорить, сделаешь это и без больших денег. И вообще: чем она минималистичнее во всех отношениях, тем более компактна, образна и пронзительна.

А в «Пугале» минималистично всё, оно предельно лапидарно и не выговаривает себя ни идейно, ни содержательно до пустоты, до дна, наоборот, фабула дана намёками, скупыми деталями, а блёклый, практически бесцветный фон (режиссёр фильма Дмитрий Давыдов признался, что в Республике Саха есть только один мастер цветокоррекции, загруженный на месяцы вперёд, и поэтому пришлось вписывать эту картинку в сюжет и его подтекст) выражает угасание и общую унылую безжизненность бытия вокруг героини. Героиню играет профессиональная актриса, вернее, певица Валентина Романова-Чыскыырай, а все другие актёры фильма даже не то что непрофессиональные, а односельчане Давыдова. Которые сами просятся сниматься в его фильмах (у Давыдова это третья полнометражная картина) и обижаются, если режиссёр не приглашает кого-то на роль. Остаётся добавить, что награждённый как зрелый мастер 37-летний Давыдов — сельский учитель начальных классов, семнадцать лет снимавший короткометражки с учениками.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: