Прощание


Дата публикации: 1 июня 2020

 

 

 

Лучший независимый фильм года. Победа в главной категории на «Независимом духе», ни одной номинации на «Оскар».
«Независимый» не значит «артхаусный» или «незрительский». Фавориты «Независимого духа» и в «оскаровских» номинациях, что-то непременно получают, порой, самый главный приз. Но не в этот раз. Возможно, место «азиатского» кино на «Оскаре» было прочно занято «Паразитами», и расширять его не стали.
«Прощание» — азиатский по тематике, основному месту действия, актёрам и всему остальному, кроме производства, где он американский. Режиссёр Лулу Ванг — американка, Аквафина (Нора Лам), сыгравшая главную роль, тоже. Сюжет фильма начинается и заканчивается в Америке, и даже конфликт в нём можно свести к проблеме новой и старой родины, разницы культур и мировоззрений, ностальгии и потере исторических корней. Но можно и к более универсальным общечеловеческим проблемам.
Внешне сюжет о прощании давно живущей в Америке китайской семьи с матриархом: мамой и бабушкой, живущей в Китае. Бабушка в больнице, у неё рак, но ей не говорят об этом, врач рассказывает её сестре, что осталось недолго. Чтобы придумать формальный повод всем собраться, увидеться на прощанье с ней, так чтобы она не узнала правды, устраивают свадьбу внука. «Прощание» — драмеди, и заставляющих улыбнуться моментов в этой печальной, скорее элегичной, истории немало.
Огромное значение во всех перечисленных выше конфликтах и проблемах имеет «ложь во благо» или просто «правда и ложь», фильм и начинается с заставки «Это реальная история, основанная на фактической лжи». Все родственники умирающей несут груз этой лжи, морально погребены под ним, временами чуть ли не срываясь сказать правду и облегчить душу, попрощаться по-настоящему, и держатся до последнего. Во многом фильм именно об этом.
Все писавшие о «Прощании» отметили игру Аквафины (и не только критики: за этот фильм у неё премии «Готэм», «Золотой глобус» и «Спутник» как лучшей актрисы года). Билли (Аквафина), которую родители не хотели брать на прощальную свадьбу, потому что она обязательно проговорится, не сможет сдержать эмоции, весь фильм удерживает их в себе, поэтому лицо у неё непроницаемое, чуть ли не каменное, на котором ничего не прочитывается, и нужно читать глубже, чтобы почувствовать, что скрыто за ним. Лучше, чем где бы то ни было до этого, в «Прощании» подходит Аквафине её сценический псевдоним, означающий «человек, которого я подавил».
Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: