Прочь


Дата публикации: 30 июня 2018

Этот фильм ужасов стал фаворитом премии «Независимый дух», победив в главных номинациях «лучший фильм» и «лучший режиссёр».

А конкурировали с ним в «лучшем фильме» «Проект “Флорида”» Шона Бэйкера, «Зови меня своим именем» Луки Гуаданьино, «Леди Бёрд» Греты Гервиг и «Наездник» Хлои Чжао. Три из них — «Леди Бёрд», «Зови меня своим именем» и сам «Прочь» — шли и как «лучший фильм» на «Оскар», но там «Леди Бёрд» пролетела всухую, а «Зови меня» и «Прочь» взяли только за сценарии, один — за адаптированный, другой — за оригинальный; а фаворитом, как вы знаете, стала нагламуренная «Форма воды». «Независимый дух» и не должен совпадать с «Оскаром» в своей оценке современного кино.

Современное же кино, с точки зрения «Независимого духа», это кино остросоциальное, жёсткое по проблематике и ещё парадоксальное и очень смешное, ибо «Прочь» не только хоррор, но и чёрная комедия, причём «чёрная» во всех смыслах.

Белые хорошие, белые толерантные, белые политкорректные, говорит сюжет фильма, и белые очень любят чёрных — потому что чёрные крепкие, здоровые и сильные. Кто-то из критиков заметил, что собравшиеся на вечеринку в загородный дом белые — «из поколения детей-цветов, активистов демократических движений за права всех и вся», в том числе негров. Их, хиппи, стараниями в конце 1960-х удалось переломить сегрегационное мышление американца-обывателя (и -политика), они, можно сказать, и сделали новую, сегодняшнюю Америку.

Но вот в чём парадокс: свобода, а для хиппи в этом смысл, это прежде всего свобода от материального, но бывшие хиппи — сегодня вполне себе истеблишмент, в том числе и финансовый. А значит, и к другим лозунгам и понятиям своей юности они относятся по-иному, на словах не отказываясь, но сильно их трансформируя, преломляя в нужную, выгодную сторону.

Итак, о чём фильм. Если раньше WASP, стопроцентный белый американец, на дух не переносил негра, то теперь возлюбил (и ещё в фильме говорят: «Чёрные сейчас в моде»), но относится к нему по-прежнему — как к рабу, эксплуатируя всё так же его тело. В фильме, вы помните, чёрные изгоняются из своих тел, вернее, загоняются глубоко-глубоко в колодец подсознания, а белые вселяются в их тела — молодые, здоровые, крепкие, — чтобы продолжить свою жизнь. Белую жизнь в чёрных телах.

Наверное, тем самым Джордан Пил, режиссёр фильма, смеётся и над слащаво-политкорректными белыми, выбирающими Барака Обаму, и над чёрными, типа того же Обамы, ведущими себя как белые в угоду белым. Нет, он, Пил, конечно, не за возвращение сегрегации, ничего в фильме не даёт повода так думать, и не «чёрная пантера», не расист, он всего лишь высмеивает лицемерие, двоедушие (вот это точное слово для фильма, в котором белые души переселяются в чёрные тела и соседствуют там — на разных уровнях, как хозяин и раб — с чёрными).

Иными словами, белые такие толерантные, потому что это модно и в правилах приличия, а не потому что в этом их принципы мироздания. Покопайтесь в душе. Думается, за это, а также за несомненные художественные достоинства, фильму и дали премию «Независимый дух».

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: