Прекрасная эпоха


Дата публикации: 1 июля 2020

 

 

Фильм получил одиннадцать номинаций на «Сезар» и выиграл в «лучшей актрисе второго плана», «лучшем оригинальном сценарии» и «лучших декорациях

В главных номинациях его обошли остросоциальные и злободневные «Отверженные» и «Офицер и шпион», однако «Прекрасная эпоха» в гораздо большей степени соответствует представлением о национальном стиле, характере французского кино, и проблематика этой романтической комедии из разряда вечных.

«Романтическая» означает «о любви», и если внутрисоциальные конфликты с успехом демонстрирует и американский, и британский, и любой кинематограф, то от французского ожидают, прежде всего, лёгкой, изящной, со смешными моментами, неловкими ситуациями, в которые попадают герои, и поцелуями драмеди, где интрига строится на отношениях влюблённых. Французское кино пытается преодолеть этот горизонт ожидания, воспринимает его как стереотип, но давно уже ставшая национальным жанром, как вестерн в США, японское аниме или индийская танцевальная мелодрама, романтическая драмеди всё равно продолжает жить в киноискусстве Франции, расширяя свои жанровые возможности за счёт всё новых тем и сюжетов.

«Прекрасная эпоха» тематически и укладывается в традицию, и обновляет её. Герой фильма — стареющий художник, когда-то иллюстратор графических романов (которые, необходимо отметить в свете сказанного выше, во Франции тоже национальный жанр и считаются девятым видом искусства), теперь просто живущий за счёт доходов жены, преуспевающего психоаналитика (здесь снова следует уточнить национальную специфику: учителем Фрейда был французский психиатр Шарко, а крупнейшая ветвь неофрейдизма — французская, Лакана), с которой они беспрерывно ссорятся, обмениваясь колкостями. Чувства остыли, рутинизировались и требуют обновления а внешним фактором для ссор становится конфликт между старым и новым: Марианна, её играет Фанни Ардан, получившая за эту роль своего второго «Сезара», — приверженка гаджетов и любых ноу-хау, отрицает свой возраст, её раздражают старомодные интересы и привычки Виктора (Даниэль Отёй), оставшиеся с прошлого века, как его раздражают новейшие девайсы и технологии. Их сын, директор фирмы, разрабатывающей интернет-проекты, давно приглашает отца к себе на работу, но безуспешно, и наконец, дарит ему ваучер на новейшее развлечение для состоятельных. Его школьный друг нашёл новую сферу бизнеса, устраивает масштабные, с участием большого количества актёров, костюмированные, в до тонкостей продуманных декорациях реконструкции любой эпохи, в которой пожелал побывать заказчик: Великая Французская революция, Вторая империя Наполеона III, Мюнхенский сговор, что угодно. Виктор захотел попасть в один из майских дней 1974-го, когда он познакомился в кафе с Марианной.

Марианну в реконструкции изображает молодая актриса, такая же по характеру,  т. е. экспрессивная, не терпящая полумер, недоговорок, условностей, застоя в отношениях и во всём, какой была Марианна в 1974-м и остаётся до сих пор. И Виктор заново влюбляется, то ли в актрису, как ему поначалу кажется, то ли в свою жену.

Напоследок стоит заметить, что «Прекрасная эпоха» очень хорошо тематически резонирует с другой недавно вышедшей французской драмеди: «Моя собака Идиот», где герой тот же, только не художник, а писатель (играет его Иван Атталь), и отношения с женой (Шарлотта Генсбур) у них аналогичные, а помогает их обновить и герою вернуться к творчеству огромный приблудный пёс.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: