Портрет девушки в огне


Дата публикации: 2 августа 2020

 

 

У фильма приз за лучший сценарий и «квир-пальма» Каннского, «Люмьер» и «Сезар» за лучшую операторскую работу и ещё один «Люмьер» — «лучшей актрисе».

Пo «квир-пальме» понятно, о чём «Портрет», но он гораздо шире и эпичнее, чем просто кинолента на тему ЛГБТ.

Во-первых, не указанное в фильме время действия, о котором говорит только синопсис: 1770-е, северная Франция; во-вторых, многое держится на отсылках к классике, девушки читают и обсуждают миф об Орфее и Эвридике в «Метаморфозах» Овидия, а так как всё происходит на острове, то в широком контексте ассоциаций с античностью возникают Сапфо, Лесбос, женские сообщества.

О том, что фильм о женском сообществе, включающем и дружбу, и любовь, и взаимоподдержку невзирая на статус, и исключающем мужчин, говорит многое, в первых кадрах: молодая художница даёт урок ученицам, они рисуют её портрет, и разговор заходит o её собственной картине, заглавной для фильма, а затем истории, с ней связанной. История эта начинается с того, что героиню, Марианну, везут в лодке по морю, ящик с её художническими принадлежностями волны выбивают за борт, и ни один из сидящих на вёслах моряков не делает движения помочь ей, она сама, в громоздком платье той эпохи, прыгает с лодки и плывёт за ящиком. Так изначально расставлены все смыслы фильма: мир мужчин ограждён от мира женщин, эти миры не взаимопроникаемы, именно миры.

Марианну везут в дом заказчицы портрета: нужно нарисовать её дочь, потом портрет уедет в Милан к её жениху, с которым она не знакома, и если портрет понравится, её возьмут замуж. Элиоза, вторая героиня, замуж не хочет, предыдущего художника, мужчину, она подвергла такой обструкции, что он замазал лицо её портрету. Поэтому заказчица выдаёт Марианну за компаньонку по прогулкам для Элоизы, и Марианне нужно рисовать портрет по памяти, в остающееся от прогулок светлое время суток, а находясь с Элоизой, изучать её лицо, запоминать его. Пристально, хоть и исподтишка, вглядываясь в Элоизу, Марианна не только впитывает в память её черты, но и влюбляется, сама не понимая этого. Влюбляется и Элоиза, ловя взгляды Марианны.

«Портрет девушки в огне» хочется сопоставить с «Горбатой горой»: та же деликатность, несенсационный тон в осваивании темы, то  же действие на фоне природы, в «Портрете» даже более суровой, скалы, пустынное атлантическое побережье, та же элегичность повествования, но главное: в «Горбатой горе» мир мужчин без женщин, в «Портрете» женщин без мужчин.

В доме заказчицы нет мужчины-хозяина, нет слуг-мужчин, а молодая служанка Софи становится Марианне и Элоизе подружкой: вместе сидят за обеденным столом, вместе играют в карты, вместе решают проблемы Софи, когда выяснятся, что она беременна, очень показательно, что не говорится от кого, бывшего здесь художника, какого-то сельского парня, без разницы, женский мир не фокусирован на мужчинах, в женской жизни они, разумеется, есть, но из женского мира, повторяет снова, проводит мысль фильм, исключены.

Кульминационный эпизод, с которым связана содержащаяся в названии фильма символика, показывает то, что мужской мир мог бы назвать шабашем: Софи ночью приводит девушек в место, где жительницы деревни, от мала до велика, поют у костра песню, и песня повторится в титрах. Для Марианны и Элоизы это внове, но они естественно вписываются, входят в сообщество, и никто не ощущает разницы в социальных статусах. Ни разу в фильме не возникает отсылка к Сапфо, но этого и не нужно, это было б избыточным, и так контекст предъявленных смыслов понятен, чёток, зрим.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: