«Погружение» («Submergence»)


Дата публикации: 5 января 2018

Погружение (2017; США, Франция, Германия, Испания; мелодрама)

Режиссёр: Вим Вендерс

В ролях: Джеймс МакЭвой, Алисия Викандер, Шарлотта Рэмплинг, Алекс Гефнер, Селин Джонс и др.

В восьмидесятые Вим Вендерс был ого-го и блистал: «Золотой лев» за «Положение вещей» (1982), «Золотая пальмовая ветвь» за «Париж, Техас» (1984) и приз за лучшую режиссуру там же на Каннском за «Небо над Берлином» (1987), — в девяностые пожинал и наслаждался славой, в двухтысячные о нём ещё помнили, а в десятые, теперь, он всеми способами о себе напоминает, чтоб не забыли.

Способы эти разные: допустим, фильмы «Всё будет хорошо» (2015) и «Прекрасные дни в Аранхуэсе» (2016), несмотря на весь оптимизм, заложенный в названии, и до шести айэмдибишника не дотянули, а вот совместное с отставными немецкими политиками заявление в 2014-м — дружить с Путиным, примириться с Россией — прозвучало громко, хоть и по репутации ударило.

Новый фильм Вендерса, что выходит на наши экраны, тоже был среди торонтовских, правда, погоды не сделал и был признан критиками как лучший с конца. Но если вам нравятся истории про любовь разведчиков и океанологов, голубоглазый шотландец Джеймс МакЭвой и оскароносная («Девушка из Дании») шведка Алисия Викандер и вы хотите немного поплакать над тем, как жизнь разлучает влюблённых, то, может быть, этот фильм и для вас.

Они встречаются на пляже пятизвёздочного отеля во время отдыха каждый перед своим новым заданием: Джеймсу предстоит разобраться с сомалийскими террористами, Дэниэль — проникнуть в самую пучину океана. Они даже поспорят, что важнее: спасти планету от терроризма или понять её, изучив из глубин, — и каждый останется при своём, вернее, при другом, у другого в сердце. Разумеется, они будут созваниваться и переписываться в надежде на новую встречу — будучи в ней уверенны.

Но Джеймс попадёт к террористам в плен, а Дэниэль, после того, как он перестанет отвечать на её сообщения, решит, что он её попросту бросил, или забыл. А он будет о ней постоянно думать, вспоминать — это флешбэки в фильме, — сидя в грязной камере между допросами.

Превратности судьбы, подлянки жизни как тема фильма? Должно быть, Вендерс хотел вложить в него больше: в начале фильма, до встречи друг с другом, герои чувствуют себя одинокими (а Дэниэль и признаётся в этом), потом они счастливы, нашли друг друга, затем снова одиноки, и уж это одиночество — настоящее погружение в бездну, мрачную, пугающую, гибельно безысходную. Выберутся ли они из неё, выберется ли из своей бездны Вендерс? Флешбэки, воспоминания о счастливых временах, ещё раз скажу, чуть ли не самое главное в фильме, и стало быть, это то, ради чего стоит жить. В надежде, что всё ещё вернётся и повторится.

Так же на KharkovInform: