Побег из Претории


Дата публикации: 2 августа 2020

 

«Escape from Pretoria» Великобритания, Австралия, США, ЮАР

триллер, драма IMDb: 6,8

Режиссёр: Фрэнсис Аннан

В  ролях: Дэниел Рэдклифф, Дэниел Веббер, Марк Леонард Винтер, Нэйтан Пейдж, Иэн Харт

 

Дэниел Рэдклифф из тех актёров, чей образ раз навсегда запечатан одной главной ролью, у него это случилось в самом начале творческого пути, и роль была эпичной. Где бы теперь и как ни снимался Рэдклифф, с бородой, без очков, в комедиях, боевиках, всё равно впечатление, что это повзрослевший, тридцатилетний Гарри Поттер: те же глаза, тот же взгляд, те же манеры.

В этот раз Гарри Поттера зовут Тим Дженкин, и он политический активист, борец с апартеидом, получивший двенадцать лет тюрьмы, и ему нужно придумать способ, как сбежать оттуда, откуда ещё никто не сбегал, а кто пытался, был застрелен только этого и ждущего охранниками.

Пожалуй, одна из главных удач дебютанта в полном метре британского чернокожего (это важно: фильм об апартеиде) режиссёра Фрэнсиса Аннана, что он не боится эксплуатировать рэдклиффовский образ Гарри Поттера, скорее наоборот: берёт его как есть и помещает в совершенно непривычные для него жёсткие реалистические условия.

Тим Дженкинс — это Гарри Поттер без волшебной палочки, но с присущими ему смекалкой и отвагой, тихими, внутренними, заключающими в себе силу воли, в данном случае волю к свободе и победе.

Но ещё более удивительно, насколько сам Дженкин, реальный прототип, по книге которого и снят фильм, похож, лицом, взглядом сквозь очки, на Гарри Поттера: и тот Дженкин-беглец 1979 года, чья фотография возникает в титрах в конце фильма, и сегодняшний, семидесятилетний, консультировавший на съёмках актёров и режиссёра. Поэтому — совпало, и на кого ориентировался Рэдклифф, на себя-Поттера или Поттера-Дженкина, однозначно сказать сложно.

Способ сбежать герой фильма придумывает сразу: ключи можно изготовить из дерева, если вытачивать, чтоб они не сломались в замке, не вдоль а поперёк волокон. Никто так до него не делал, никому не приходило в голову,  но ведь никто, как Дженкин, не использовал до этого и листовочную бомбу для агитации: взрывающуюся в людном месте, на улице, привлекающую к себе внимание взрывом, но никого не ранящую, а заваливающую всё вокруг прокламациями. Что показано в начале фильма: за это он и был осуждён как террорист.

Между камерой и свободой — десятки дверей, у каждой свой ключ, и придумать план побега — даже не полдела, Дженкину нужно понять, отследить за  те секунды, когда надзиратели открывают-закрывают двери или проходят мимо с висящей на поясе связкой ключей, какой ключ от какой двери и как он устроен. А затем выточить в слесарной мастерской нечто похожее, опробовать, ночью, тихо, чтоб не заметили, подогнать болванку напильником, и так дверь за дверью, начиная от своей камеры и до последней, ведущей на свободу.

А вот чего в «Побеге из Претории нет, и это ещё один его большой плюс, так это тюремных разборок, грозящих любому фильму подобного жанра. Поскольку фильм не об этом.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: