По ту сторону надежды


Дата публикации: 4 декабря 2017

«По ту сторону надежды» («toivon tuolla puolen») 2017; Финляндия, Германия; драмеди Режиссёр: Аки Каурисмяки В ролях: Шерван Хаджи, Кати Оутинен, Томми Корпела, Сакари Коусманен, Вилли Виртанен и др.

После того как «По ту сторону надежды» получил на Берлинале «Серебряного медведя» за режиссуру, 59-летний Аки Каурисмяки объявил, что это последний его фильм и он завершает свою кинокарьеру. Потеря для кино серьёзная: «финский Джим Джармуш» (хотя с тем же успехом можно назвать Джармуша «американским Аки Каурисмяки») не только самый известный из финских режиссёров (ну, вместе со старшим братом Мики Каурисмяки), он один из самых хороших режиссёров вообще, и на том же Берлинском награждали разными призами и его «Девушку со спичечной фабрики» (1990), и «Жизнь богемы» (1992), и «Юху» (1999), а в Каннах — «Вдаль уплывают облака» (1996), «Человека без прошлого» (2002) и «Гавра» (2011).

Да, и тематически, и стилистически — интонационно — Каурисмяки и Джармуш похожи: добрые трогательные истории из жизни маленьких людей, или изгоев-маргиналов, рассказанные неторопливо, но лаконично, и пронизанные, как пишут критики, «смесью тоски и надежды на лучшее будущее», и конечно, мягкий, очень мягкий юмор. Джармуш в какой-то момент, может, в «Пределах контроля» (2009), ушёл в сторону, но в последнем «Патерсоне» (2016) точно вернулся к их общей стилистике-сюжетике, а Каурисмяки никогда и не сворачивал с пути, в конце которого — вот, итоговый «По ту сторону надежды», в котором содержится и хорошо узнаётся всё, что он наработал за почти тридцать пять лет в кино, и при этом более чётко, твёрдо формулируются социальные проблемы — словно ставится точка. Но как бы то ни было, в «По ту сторону надежды» перед нами всё тот же Каурисмяки: неброская актёрская игра и каменные лица, с которыми суровые финны ведут уморительные диалоги, урбанистический пейзаж — задворки Хельсинки (а Хельсинки — задворки Европы), лёгкий абсурд повседневности, стильная музыка и, снова отмечают критики, обязательная для фильмов Каурисмяки собачка.

Два бездомных, два беженца: Халед — из Сирии, где разбомблен его дом и погибли родители, прошедший через иммиграционный центр, где никому не нужен, — и Викстром, оставивший всё алкоголичке-жене, покинувший дом и после выигравший бешеные деньги в подпольном казино, случайно сталкиваются на заднем дворе у только что купленного Викстромом ресторана — чтобы набить друг другу морду, а затем, как водится, стать друзьями. Ресторан «Золотая пинта» с тремя сотрудниками, Халед будет четвёртым, — ещё та «золотая жила», нет, все, вся команда, пытаются сделать его доходным, но то, как у них это получается, — вот где самая комедия. А трагедия, очень задушевная, впрочем (Каурисмяки же), в том… Да нет, без спойлера, смотрите сами.

Онлайн-версию журнала «Что? Где? Когда?» читайте по ссылке
https://issuu.com/whatwherewhen/docs/12_223_2017________________________

Так же на KharkovInform: