
2018, США фантастика, приключения, экшн
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Тай Шеридан, Оливия Кук, Бен Мендельсон, Марк Райлэнс, Саймон Пегг и др.
Не успели мы встретить «Секретное досье», как следом за ним — новый спилберговский фильм. И — да-да, если тот был историческим, то тут фантастика, так это у Спилберга работает.
И ещ е: сразу хочется поставить этот антиутопический молодежный экшн, где отроку предстоит много бегать, стрелять, сражаться, проходить различные испытания, чтобы в итоге победить зловещую, поработившую все и вся Организацию (это не спойлер, честно), в один ряд с «Голодными играми», «Бегущим в лабиринте» и пыр и дыр — и ждать превращения «Первого игрока» во франшизу, тем более что Эрнест Клайн, автор романа «Первому игроку приготовиться» (2011), по которому снят фильм, продал права на экранизацию своего второго романа, «Армада» (2015), и пишет следующий — «Второму игроку приготовиться».
Но Спилберг, нет, не пасет задних, пытаясь встроиться в тренд, — он его, можно сказать, и начал, запустил вместе с Робертом Земекисом ещ е в далеком 1985-м, сняв как продюсер трилогию «Назад в будущее». Кстати, отсылок к 1980-м, музыке, играм, фильмам, к «Назад в будущее» в том числе, в «Первом игроке» не то что много или на каждом шагу — сюжет вообще на этом целиком держится.
Изобретатель виртуальной суперигры «ОАЗИС», в которую все только и играют, точнее, живут в ней по-настоящему, чтобы не жить в своем грязном, сером, полном хаоса и разрухи постапокалиптичном мире 2045-го, был большим фанатом поп-культуры 1980-х и попытался возродить их, ее в своей игре. А умирая, завещал все свое состояние, это полтриллиона долларов, и права на саму игру тому, кто победит в ней, добравшись до запрятанного где-то в глубине ее мира пасхального яйца.
Ничем особо не примечательному в реальной жизни пареньку Уэйду Уоттсу подвезло найти первый из трех ключей к пасхальному яйцу — и понеслось. И там и там на него будет охотиться корпорация, понятно, очень нехорошая, стремящаяся прибрать к рукам игру и монетизировать ее и готовая ради этого на все. Ну а помогать Уэйду будет тоже тайное, борющееся с корпорацией Сопротивление.
Фильм Спилберга на 60% компьютерный, что обусловлено сюжетом, где действие попеременно происходит в реальном мире и игре и где аватар — кумир, герой — ничем не похож на своего «хозяина» (вопрос еще, кто хозяин). И тут, пожалуй, Спилберг теснит на их поле уже не столько «Голодные игры» и «Бегущего в лабиринте», сколько, правильно, самого «Аватара», слегка подзабытого за девять прошедших лет, но по-прежнему вершинного в своем жанре. И — без вариантов — «Аватара 2», которого Кэмерон все никак не может доснять и чья премьера пока назначена на декабрь 2020-го. Спилберг же, возвращаемся к началу статьи, снимает много и быстро.
Андрей Ченко