ПАТРИОТ


Дата публикации: 1 июня 2018

Это один из самых (подчеркну: самых) лучших сериалов прошлого года. А вы о нём слыхом не слыхали, да?

Не вы одни, он потерялся среди других, более громких, раскрученных, но похуже, не вошёл в премиальные списки, не вызвал ажиотажа и споров вокруг, и тем не менее — когда посмотрите, скажете сами: сериал великолепен.

Нельзя вступить в одну реку ещё раз, нельзя снять второй «Залечь на дно в Брюгге», или «После прочтения сжечь», или «Отель “Гранд Будапешт”», хотя влюбившись в них, ждём повторения, так хочется посмотреть что-то такое похожее. «Патриот» и будет для вас чем-то похожим, напомнит и о МакДонахе, и о Коэнах, и об Уэсе Андерсоне, и о другом хорошем, любимом, но в принципе, втиснуть его куда-то, в чью-то манеру и стиль, нельзя.

В «Залечь на дно» — наёмные убийцы и сказочная такая меланхолия, что душу рвёт; в «Патриоте» тоже — цэрэушник, оперативник, и убивать он тоже будет, а меланхолия — в его отрешённых от всего мира глазах. «Грустный мужчина в костюме» называется одна из серий, так говорит о нём, Джоне Тавнере, маленькая девочка, которую он, свидетельницу, не убьёт. Он вообще никого убивать не хочет, а хочет одного — к любимой жене, и ещё играть на гитаре свои песни (в сериале они не просто саундтреки, а важная часть сюжета, увидите), но кто ж ему даст. Все вокруг: отец-цэрэушник, брат-цэрэушник, такие же приятные люди, как он, и такие же патриоты, — заставляют его внедряться, действовать, выполнять задание, заметать следы, устранять косяки — а косяки идут косяком, снежный ком, лавина, и Джону приходится действовать, где-то выкручиваться, где-то ломать ситуацию об колено, в общем, постоянно решать всё новые проблемы, он если хотите, кризис-менеджер — но с грустными собачьими глазами, в которых столько мольбы «отвяжитесь вы все от меня, как же меня всё достало», и ни грамма ни азарта, ни агрессии («идите вы все, я вас сейчас»), ни удовольствия от того, чем ему приходится заниматься. Не увлекает его это, но ему, потому что патриот, приходится.

Если б только меланхолия, хватило бы и её с избытком для такого хорошего фильма, но он же ещё при этом и комедийный, вернее, драмедийный и чёрная комедия (вот почему вспоминаются Коэны). Стоика-Давнера (а он именно что стоик, и такого стоика, такой характер ещё поискать в кино, ну разве что Бузыкин, Олег Басилашвили в «Осеннем марафоне, которого тоже все и вся достало и от которого все тоже постоянно чего-то хотят) окружают такие же нелепые по своей человеческой сути профессионалы, типы, характеры. Впрочем, были бы типами и типажами, если б не эта человеческая суть — нелепая, она у человека всегда нелепа, как у Дон Кихота, человек всегда беззащитен и смешон. Вот в этом, в показе нелепой смешной сути человека — одно из самых главных достоинств фильма, очень доброго по-человечески и проникновенного поэтому.

Обещают скоро второй сезон, скрестим пальцы и будем надеяться, что он затронет, восхитит и порадует нас не меньше первого.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: