«Отец» и «Мои мысли тихие»


Дата публикации: 31 июля 2019

Очень странно, за все семьдесят лет Карловарского кинофестиваля Болгария ни разу — даже в эпоху соцлагеря — не получала гран-при «Хрустальный глобус».

Прям заклятье: на других фестивалях — пожалуйста (ну, например, «Безбожница» Ралицы Петровой — «Золотого леопарда» в Локарно в 2016-м), а в братской и бывшей братской стране — какое-то зась(1). Но да тем радостнее нынешняя победа.

Трагикомедия (а на этом Карловарском в основном конкурсе половина из двенадцати фильмов — трагикомедии, и половина их — абсурдистские) «Отец» Кристины Грозевой и Петара Вылчанова — заключительная часть их «трилогии газетных вырезок», начатой (именно начатой в полнометражном кино, до этого у них были короткометражки, одну из которых, к слову, «Прыжок», наградили на Берлинале в 2013-м) «Уроком» (2014; приз Сан-Себастьяна лучшим дебютантам) и продолженной «Славой» (2016; диплом в Локарно и награды на фестивалях помельче), все три фильма — копродукция Болгарии с Грецией и драмеди.

В «Уроке» учительница искала вора в классе и деньги, чтобы выплатить долг, в «Славе» тоже было смешно: путеец находит на рельсах валяющиеся миллионы и сдаёт их в полицию, его за это награждают часами, которые тут же ломаются, а свои фамильные он теряет. Но в «Отце» ещё смешнее (и ещё драматичнее): на похоронах жены соседка говорит Василу, что та ей звонит по мобильному, и Васил отправляется в поездку к известному экстрасенсу, а его взрослый и живущий не с ним сын, которому так и не удаётся вразумить отца, — тоже, чтобы приглядывать за ним в пути. Так что это ещё и роуд-муви — и драма о восстановлении семейных отношений.

Теперь о наших. Наших на этом Карловарском было много: Сергей Лозница — в жюри основного конкурса, а в жюри параллельного конкурса «На Восток от Запада» — продюсер («Донбасс» Лозницы же, «Уровень чёрного» Васяновича, «Племя» Слабошпицкого), киноменеджер, сооснователь Одес Одесского кинофестиваля Денис Иванов. Там-то, в «На Восток от Запада», но не вследствие этого, второй по значимости приз (а первый — у российского «Быка» Бориса Акопова, что взял гран-при «Кинотавра») — специальное упоминание жюри — получил дебютный в полном метре фильм нашего Антонио Лукича «Мои мысли тихие», что участвует и в национальном конкурсе Одесского фестиваля. Посмотрим, что там он завоюет (в 2016-м его совместный с Валерией Кальченко «В Манчестере шёл дождь» получил на Одесском гран-при национального короткометражного конкурса), а пока синопсис оттуда: «Вадим — 25-річний композитор і звукооператор. Зазнавши безліч невдач у роботі та особистому житті, він отримує шанс розпочати все спочатку. Просте завдання записати голоси закарпатських тварин може стати його шансом назавжди залишити незручну Україну і вирушити до привабливої Канади. Подалі від проблем. Однак все виявляється значно складнішим, коли головним супутником у новій роботі виявляється найменш підхожа для цього людина — мама Вадима». Сам же режиссёр в 2017-м, делясь в интервью замыслом первого полнометражного фильма, говорил: «Мой фильм — о неверующем человеке, который соприкасается с очень библейской историей о поиске животных» — и о своей теме в кино: «Наверное, человек и его исследование в ситуациях, для которых сложно найти логичное решение. Сценарий моего полнометражного фильма изначально назывался “Хлопок одной ладонью” и отсылал к знаменитой японской притче о поиске звука этого хлопка. Этого звука нет, но поиск — это попытка дать человеку психологический импульс к просветлению. Если говорить о поле, которое меня интересует, то это поиск этих импульсов». Кстати, тоже трагикомедия.

1 По-болгарски — «пошёл прочь».

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: