ОСКАР


Дата публикации: 2 марта 2020

Что, не ожидали? Никто не ожидал, молодец «Оскар» в этом году!

Каждый год одно и то же: на «Оскаре» побеждают либо фаворит Венецианского, либо Торонтовского, и как правило, делят главные призы между собой. Интрига минимальна, все смирились, даже Венецианский в последнее время начал подлаживаться под эту систему, давая «Золотого льва» американским фильмам (или частично американским, как «Роме»), чтоб беспроигрышней. Самый важный элемент любой премии — неожиданность, непредсказуемость — выбыл из «Оскара», он полностью превратился в просто шоу платьев и благодарностей продюсерам. Нет нечаянной радости и нечаянного огорчения, никаких сильных эмоций по поводу «Оскара», нечего и ждать его.

В этом году зашли с одной стороны «Джокер», с другой — «Кролик Джоджо», и хотя «Джоджо» очень уж игривый (хоть и трагичный по сути и сюжету), все поняли, что несмешной, но такой, дьявол, проблемный «Джокер» и победит на «Оскаре», как это было в позапрошлом году с «Тремя билбордами» и «Формой воды», но надеялись что будет, как и в прошлом, когда более лёгкая и весёлая «Зелёная книга» вдруг вырвала «лучший фильм» у скучно-монотонной чёрно-белой «Ромы», оставив ей «лучшую режиссуру».

Всю осень мы так и провели в безнадёге с двумя «Джо», а накануне Нового года бахнул, под занавес выдвижения на «Оскар», «1917» — и позабирал все главные «золотые глобусы» и «бафты». Мы обрадовались разрыву шаблона, но радоваться было нечему: просто теперь на «оскаровской» гонке сменился фаворит, и менее предсказуемой она не стала.

И вот второй, на этот раз уже окончательный бабах, который на деле произошёл ещё прошлой весной на Каннском — но разве каннские побеждают на «Оскаре», неформат. Если присмотреться, побеждают, но так редко, что можно сказать, что и нет — в 2012-м «Любовь» Ханеке, в 1989-м датский «Пелле-завоеватель» — и заметьте, речь о номинации «лучший фильм на иностранном языке» и всё, никаких, о чём вы, «лучшей режиссуры», тем более «лучшего фильма», только своим.

Сейчас, когда южнокорейские каннские «Паразиты» взяли все главные «Оскары», и своего «на иностранном языке», и за «лучший оригинальный сценарий» (а кроме того режиссёр Пон Чжун Хо и сопродюсер, и сосценарист, и таким образом, лауреат четырёх «Оскаров» сразу же), так вот, пишут, сенсация в том, что впервые в истории «Оскара» фильм на иностранном языке взял «лучший фильм» — что как бы да, но не совсем, смотря как считать. В 1988-м неамериканский (а британо-итало-китае-французский) «Последний император» Бертолуччи был многоязычным (китайский, английский, японский, путунхуа), в 2012-м тоже «лучший фильм» забрал немой франко-бельгийский «Артист» Хазанавичуса, который, собственно, не «фильмом на иностранном языке» делают лишь несколько коротких фраз на английском в конце — так и один из «паразитов» устраивается репетитором по английскому — и фраз на официальном языке «Оскара» произносится там не меньше. В общем, дело не в этом.

А в том, что «Оскар» нас переиграл, наши опасения не подтвердились, безнадёга рассеялась, и абсолютным победителем был выбран фильм лёгкий, игривый, смешной и по-настоящему мастерски сделанный, глубокий, где все сюжетные даже мелочи и детали уходят в подтекст и там становятся метафорами нашей жизни (один запах бедности чего стоит!). Ах, да, и остросоциальный при всём при этом

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: