«Оскар»-2017: In God We Trust


Дата публикации: 28 февраля 2017

«Оскар» в этом году был просто обречённым на «Ла-Ла Ленд»: четырнадцать номинаций — рекорд! Такое удавалось только «Всё о Еве» в 1951 году и «Титанику» в 1998-м.

 

Обречённым он стал после «Золотого глобуса» и BAFTA, где «Ла-Ла Ленд» забрал все главные награды — и за лучшую режиссуру, и за лучший фильм, и Эмме Стоун как лучшей актрисе. А впервые о том, что этот фильм — главный претендент на «Оскар», заговорили на Венецианском, где Эмма Стоун получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль, и уже по полной на Торонтовском, отдавшем «Ла-Ла Ленду» гран-при (см. октябрьский и ноябрьский номера «ХЧГК» — там и о самом фильме подробнее). Но в принципе, что Шазелл обязательно когда-нибудь получит режиссёрский «оскар», всем было ясно ещё в 2015-м, когда его «Одержимость» получила пять номинаций и три из них — второстепенных, правда — взяла.

 

Если всё понятно заранее — это и есть обречённость. И хотя «Ла-Ла Ленд», безусловно, отличный фильм и его все полюбили, фатальный успех его вызывал в душах многих сопротивление — ну кому нравится чувствовать себя обречённым, — поэтому на церемонии «Оскара» каждое объявление другого победителя в «ла-ла-лендовской» номинации, вероятно, вызывало смешанные чувства — хоть никто этого и не показывал.

 

Итак, «Ла-Ла Ленд» получил уже «оскаров» за лучшую работу художника, и за операторскую, за лучшую песню к фильму, и музыку, а Эмма Стоун — как лучшая актриса, и сам Шазелл — за режиссуру; оставалась последняя, и самая главная из главных категорий — «за лучший фильм». И Уоррен Битти, объявлявший победителя, зачитал с карточки: «Ла-Ла Ленд». И весь «Ла-Ла Ленд» вывалил на сцену целоваться и обниматься, потрясая статуэтками. Но тут вдруг вышли организаторы и сказали, что произошла ошибка — Уоррену Битти случайно попалась не та карточка с победителем, а прошлая, с «Эмма Стоун. “Ла-Ла Ленд”» — и настоящий победитель «Лунный свет».

 

Впервые за всю историю «Оскара» у объявленного победителя отобрали уже врученную награду, чтобы передать её другому. А выглядело это, словно не выдержав накала смешанных чувств, вмешался бог. В летописях «Оскара» этот случай так и назовут: «God vs “La La Land”».

 

«Лунный свет» был на «Оскаре» главным конкурентом «Ла-Ла Ленда» — они и «Золотой глобус» пополам разделили, — из восьми номинаций выиграв три: кроме самой главной, ещё «лучший актёр второго плана» (Махершала Али) и «адаптированный сценарий». На третьем месте — по шесть номинаций и по две победы — «По соображениям совести» Мела Гибсона («лучший монтаж» и «лучший звук») и «Манчестер у моря» Кеннета Лонергана («лучший актёр» [Кейси Аффлек] и «оригинальный сценарий») — фильмы, если честно, ничуть не хуже, и даже жалко, что здесь не вмешался бог. Зато по делу прокатили «Прибытие» Дени Вильнёва: аж восемь номинаций и один захудалый «оскар» — за звуковой монтаж, — думаю, не я один удивлялся, за что ему такое счастье, столько номинаций. Всухую поучаствовали «Лев» в шести номинациях, «Любой ценой» — в четырёх, «Скрытые фигуры» и «Джеки» — в трёх. «Ограды» из трёх номинаций взяли одну: «лучшая актриса второго плана» (Виола Дэвис). «Лучший фильм на иностранном языке» достался иранскому «Коммивояжёру» — дуля Трампу с его иммиграционными указами. И наконец, лучшим мультфильмом стал — кто бы вы думали, — да-да, ваш любимый «Зверополис».

 

Текст: Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: