Орда


Дата публикации: 1 сентября 2012

На экраны выходит «Орда» — фильм о сложнейшем взаимодействии Золотой Орды и покоренных народов. Попытка ощутить контур эпохи, ломавшей судьбы стран и территорий. Месиво глины истории, степи, непроходимых лесов, мести, религии, политики и вражды.

«Орда» Андрея Прошкина стала главным событием недавнего Московского кинофестиваля, удостоившись Приза за лучшую режиссерскую работу и лучшее исполнение женской роли. Актриса Роза Хайруллина, сыгравшая роль ханши Тайдулы, главной женщины в Орде середины XIV века, — пример харизматического присутствия на экране, затмевающего всю сложность и спорность исторических вопросов. «Орда», отразившая период взаимоотношений Сарай-Бату и Московского княжества, — зрелище настолько же роскошно воспроизведенное, чувственное и безжалостное, насколько и спорное.

На экране — 1357 год и набравший силу центр мира со столицей в Сарай-Бату, микроскопические остатки которого сегодня расположены на территории Астраханской области РФ. На Западе еще сто лет просуществует Византийская империя, еще западнее — феодальная Европа, поглощенная столетними войнами, торговлей и чумой, приплывшей с Востока на венецианских кораблях. Всю мощь степи выпало ощутить именно восточной части континента. В 1237 году на территорию Суздальской земли пришли монголо-татары, в 1238-м местная военная дружина уже влилась в военные силы Монгольской империи — это было свидетельством полной капитуляции и подчинения. Все, кто склонял голову и принимал подданство хана, оставались живыми и невредимыми, кто не имел желания покоряться — уничтожались. Территория будущих российских земель покорилась Орде. Данный факт российско-татаро-монгольской истории не вызывает споров: споры вызывают политические интерпретации сегодняшнего дня.

Основой сценария «Орды» стал эпизод из жизни московского митрополита Алексия Святителя, в 1357 году отправившегося в Орду по просьбе московского князя с тем, чтобы исцелить от слепоты мать хана Золотой Орды Тайдулу. В случае отказа Алексия поход хана Джанибека на Москву становился неизбежным. Поездка Алексия в Орду является задокументированным историческим фактом, но детали внешней и внутренней политики Золотой Орды говорят о совсем другом историческом контексте событий. За весь период правления хан Джанибек совершил единственный набег на территорию нынешних российских земель — произошло это в 1347 году с окрестностями города Алексина современной Тульской области. Поэтому угроза военного похода на Москву, в абсолютно лояльный улус Золотой Орды со времен Ивана Калиты, кажется довольно преувеличенной. К тому же, Тайдула, мать хана Джанибека, женщина с колоссальным политическим влиянием, благоволила к митрополиту Алексию и благосклонность эта была взаимной, а потому сценарий картины, согласно которому поездка Алексия в Орду равнозначна его смерти, выбивается из исторической реальности. В действительности путешествие митрополита в Сарай-Бату следует считать приглашением, что также отменяет официальный тезис российской историографии о тотальной политике угнетения внутри Орды. Историк Гумилев, например, описывал историю Золотой Орды и Московского княжества середины XIV века не как период метрополии и рабства, а как «многонациональный симбиоз», выгодный Москве.

«Орда» уже удостоилась спектра взаимоисключающих оценок от «очень дорогого пропагандистского» до «антироссийского», а также «слишком православного кино», участие в финансировании которого приняли Студия «Православная энциклопедия» и Компания «Газпром». Что вполне сочетается с мнением о том, что «Орда» — одно из самых эффектных зрелищ в российском кино нескольких последних лет.

Орда
Режиссер: Андрей Прошкин
В ролях: Максим Суханов, Андрей Панин, Виталий Хаев, Александр Яценко, Петр Янданэ, Евгений Харитонов, Юрий Пронин, Роза Хайруллина, Виталий Гусев, Юнчен Жуань

Текст: Татьяна Донец

Так же на KharkovInform: