«Опекунство» и «Братья Систерс»


Дата публикации: 30 апреля 2019

«Сезары» за лучший фильм и лучшую режиссуру. Дебютант в полнометраже и из-фильма-в-фильм-«сезароносец».

Впрочем, Ксавье Легран (род. 1979), режиссёр «Опекунства», — «золотой» дебютант: его первая режиссёрская работа — короткометражка «Прежде чем потерять всё» — номинировалась на «оскар» в категории «лучший короткометражный игровой», но вместо него получила «сезар». А «Опекунство», вышедшее на позапрошлогоднем Венецианском, сначала там же и взяло «Серебряного льва» за режиссуру (плюс премию Луиджи де Лаурентиса), потом приз зрительских симпатий (и ещё один, небольшой) в Сан-Себастьяне, победно прошлось по другим фестивалям, помельче (Цюрих, Майами, Глазго) и докатилось аж до Киева: приз ФИПРЕССИ год назад на «Молодости». И вот в завершение четыре «сезара» из десяти; кроме главного — лучшей актрисе (Леа Дрюкер), лучший оригинальный сценарий (сам Легран) и лучший монтаж. По-моему, идеальная фестивально-премиальная карьера фильма.

«Опекунство» и само идеально-фестивальное: как бы камерное, негромкое, лаконично рассказывающее краткую внутрисемейную историю от судебного решения по совместному опекунству над ребёнком до почти-трагедии или трагедии без «почти». Безо всякой раскачки и преамбул: в начале — адвокатесса жены просит ограничить бывшего мужа в общении с сыном, тот боится его, но судье доказательств мало, да и ответчик вроде тих и не угрожающ; в конце — спойлерить не буду, но поволноваться вам предстоит. Постепенно-постепенно, от эпизода к эпизоду (а фильм — ряд фрагментов, встреч отца с сыном по выходным), нам показано, что звоночки звенят не зря — прозвонит и колокол. А он всегда звонит по детям, они самые незащищённые — от родителей. В общем, чего там, Легран — молодец и заслужил свои призы.

Жак Одиар (род. 1952), режиссёр «Братьев Систерс» (уже смешно, да? — это, пишут, чёрная комедия, хотя нет — скорее золотая или золотистая драмеди), взявших тоже четыре «сезара» (из девяти; кроме лучшей режиссуры — ещё и операторская работа, декорации и звук), вообще из «Сезара» не вылезает: как дебютировал там в 1995-м со «Смотри, как падают люди» и получил свой первый режиссёрский приз (и ещё Матьё Кассовиц как «самый многообещающий актёр» — прогнозы сбылись, да? — ещё и как), так и пошло-поехало, как по маслу: в 1997-м «Никому не известный герой» — шесть номинаций (правда, лишь номинаций); в 2002-м четыре «сезара» из девяти, в том числе за лучшую режиссуру; в 2006-м «Моё сердце биться перестало» — аж восемь (включая «лучший фильм» и «лучшую режиссуру») из десяти; в 2010-м «Пророк» — ещё пуще: девять (и «лучший фильм», и режиссура — разумеется) из тринадцати. Потом стало понятно, что так дальше нельзя: в 2013-м «Ржавчина и кость» получила четыре «сезара» из девяти, а «Дипана», взявшего гран-при Каннского (предыдущие фильмы тоже брали призы и Канн, и Берлина, и других фестивалей), в 2016-м прокатили на «Сезаре» в девяти номинациях. Однако, делать нечего, сдались и простили ему былые победы — «Братья Систерс», увенчанные на прошлогоднем Венецианском «Серебрянным львом» за лучшую режиссуру, вернул «Сезару» Одиара. А Одиару — его традиционные французские призы.

И это при том, что «Братья Систерс» — кино только наполовину французское, и наполовину американское, и вообще это первый англоязычный одиаровский фильм, к тому же вестерн — и с американскими актёрами, Джоном Си Райли, Хоакином Фениксом, Джейком Джилленхолом. Но вестерн, бесспорно, французистый, т. е. где не совсем в перестрелках, которых хватает, дело, а в каких-то изящных и галантных человеческих метаморфозах к лучшему — добрый, в целом, фильм. И с умилительной концовкой. Любой вестерн — японский, американский, итальянский, советский — о перерождении, конечно, об открытии в страшном и грязном (морально, физически — Дикий же Запад) герое хорошего, доброго, человеческого. Но перерождение братьев Систерс настолько естественно и ненапряжно, как будто б они и не были бандитами, а с самого начала фильма танцевали менуэт.

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: