Охотник за разумом


Дата публикации: 5 января 2018

Маньяки — самая что ни на есть родная тема для Финчера. И тут уж он дорвался.

Одно дело, понятно, работать на большой экран, там сильно не наисследуешь за полтора-два часа, да и темп триллера не позволяет углубляться в психологические детали, долгие разговоры, навязчивую повседневность (в которой рождается и живёт маньяк — а также его жертвы и преследователи), а именно это интересует Финчера больше всего. Нет, конечно, и в «Семи» (1995), и в «Бойцовском клубе» (1999), и в «Зодиаке» (2007) — самых «маньяческих» фильмах Финчера, а также в «Комнате страха» (2002), «Девушке с татуировкой дракона» (2011) и «Исчезнувшей» (2014), где не о маньяках напрямую, но тоже о наваждениях, фобиях и психотравмах — и тоже в детективном ключе, — так вот, везде Финчер позволял себе остановки во время саспенса, чтобы вглядеться, вдуматься, изучить.

Пишут, и правильно пишут, что в «Охотнике за разумом» — телесериале канала «Netflix», — первый сезон которого вышел осенью, Финчер наконец обрёл себя и это его первый фильм, где он смог развернуться по-настоящему. Кропотливо, без спешки, увлечённо копать свою главную и любимую тему, любуясь каждым найденным вершком или корешком. И вы знаете, от этого — не триллерно-детективного, а исследовательско-драматического жанра, от перехода в другой регистр, сюжет финчеровский фирменный только выигрывает. В «Охотнике за разумом» нет погонь, перестрелок, бойни, никакого экшена, а внимание он всё равно держит, ещё и как.

«Охотник за разумом» — о зарождении науки криминальной психологии, методики выявления серийных убийц, которой теперь пользуются во всём мире. А в фильме — 1977 год, и двое агентов ФБР, постарше и поопытней и молодой (но именно на его страстном энтузиазме — да, мании добиться и найти ответы, решения — всё держится) ездят по стране с обучающей программой для полицейских, читают им лекции, а после в частных беседах узнают от них о серийных преступлениях и включаются в расследования. Параллельно — посещают в тюрьмах, кого-то помногу раз, с кем-то устанавливаются чуть ли не человеческие отношения, пойманных серийных убийц, чтобы выявить закономерности, истоки, причины, сделавшие их такими, — составить психологический портрет каждого и далее — классификацию: систематизировать, обобщить и найти универсальный метод для распознавания в обычном законопослушном гражданине, школьном учителе, клерке, добром соседе, чудовище, уже убившее или что завтра убьёт ещё одного человека.

Правы те, кто говорит, что «Охотник за разумом» «не детективная история, а производственная драма», в этом и суть, и как производственная драма сериал фокусируется на специфике и деталях работы, характерах работников и том, как они раскрываются, когда работники заняты делом, производственных разговорах. Но работа же эта — криминалистика, исследование и расследование преступлений; поэтому и захватывает, как детективный жанр. Ну а так как и криминалистика это особая — психологическая, и материал, с которым приходится работать, особый, психопатский, то и сюжет внутренне напряжённый.

Финчер к TV и конкретно данному сериалу шёл долго — вы помните, как мы всё ждали, что он переснимет британскую «Утопию», но не сложилось; а с проектом, идеей ещё, «Охотника за разумом» он обращался на «НВО» аж в 2009-м, его отфутболили. Взялся — и не прогадал — «Netflix». Ждём второй сезон.

Так же на KharkovInform: