Однажды в Голливуде


Дата публикации: 31 июля 2019

«Once Upon a Time in Hollywood»

2019; США, Великобритания; драмеди, триллер

Режиссёр: Квентин Тарантино

В ролях: Леонардо Ди Каприо, Брэд Питт, Марго Робби, Курт Рассел, Тимоти Олифант, Аль Пачино

Можно сказать «вторичен», можно «верен себе», можно — «старый конь борозды не испортит», можно — «глубоко не вспашет». Можно — «Не этого ли мы и ждали?» «Девятый фильм Тарантино» пишут в трейлерах и на постерах, а можно просто — «Девятая тарантина», тарантина — жанр уже, а раз жанр — принимайте целиком и не возмущайтесь («я вчера посмотрела вестерн, это какой-то вестерн, как всегда; слишком вестерн»).

Кстати, о «вестерн»: перед Каннами (где фильм участвовал в основном конкурсе и в итоге получил собачью награду в лице, пардон, морде питбуля Брэнди, впрочем, получал её Тарантино — кожаный ошейник с надписью «Palm Dog») Тарантино попросил журналистов не спойлерить сюжет (может, и нарочно), и все написавшие почему-то посчитали, что они не делают этого. Посчитаем так и мы.

Вестерн, не вестерн, в тарантине всё вестерн, и ещё кино о кино: цитаты, иронизация, педалирование избитых ходов и клише, — ну а тут, в «Однажды в Голливуде», кино о кино пар экселанс, что и заявлено в названии. Плюс «золотой век» голливудского «чтива», самый конец его и эпохи классических вестернов, 1969-й, все герои фильма — актёры (ну или продюсеры, каскадёры, тусовка-массовка вечеринок), мы даже Брюса Ли увидим, все снимаются или смотрят фильмы со своим-чужим участием, или жалуются на кино, или т. д.

Конец, закат — потому что классические голливудские вестерны сменяются (ну и эпоха, конечно, заканчивается, хиппи-эпоха, эпоха-бит, в фильме соседи главного героя, не скажу кого, — Роман Полански и Шэрон Тейт, а значит… ладно, чего тут скрывать: суть эпохи, что на смену «детям цветов» приходят «дети» «Семьи» Чарльза Мэнсона), так вот, наступает эра, тоже недолгая, спагетти-вестернов, куда и подумывает перекинуться главный герой.

Ну и давайте теперь досложим два и два, т. е. вестерн и Голливуд в названии: «Однажды в…» — «Once Upon a Time in…», — которое сейчас тоже жанр(1), означающий историческое эпически криминальное, вернее, криминализированный эпос (на историческом материале), разработано и внедрено главным спагетти-вестернщиком Серджо Леоне в «Однажды на Диком Западе» (1968; сначала это звучало по-итальянски — «C’era una volta il West»), а спустя пятнадцать лет повторено им в названии «Однажды в Америке».

И вот тут-то зарыта непальмовая собачка: поправьте меня, но по-моему, в отличие от вестернов и кино о кино, которых у Тарантино полно, за эпос — на основе реальных событий и пр. — он ещё ни разу не брался.

 

1 Ну, «Однажды в Китае» (1991) Цуй Харка, с Джетом Ли, «Однажды в Мексике» (2003) друга-брата Тирантино Родригеса, тут он его чуть опередил; да где и что угодно: «Однажды в Индии», «Однажды в Стране чудес», «Однажды в Спрингфилде»…

 

Андрей Ченко

Так же на KharkovInform: